В России ограничат использование иностранных слов в рекламе, СМИ, торговле, сфере услуг и строительстве. Среди прочего это коснется вывесок, этикеток, названий жилых комплексов и населенных пунктов. А магазины больше не смогут оформлять витрины, используя надписи coffee (кофе), sale (распродажа), open (открыто) и проч. Соответствующий законопроект Госдума практически единогласно приняла в первом чтении. «За» проголосовали 417 депутатов, воздержался лишь один.
Продавцам и производителям разрешат дублировать информацию на иностранных языках, но только если надписи будут точно переведены с русского. Также закон не затронет фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания. Существующие названия менять не нужно, сказала глава комитета по культуре Ольга Казакова. В строительстве новые правила распространят лишь те объекты, которые еще не сданы или находятся на стадии проектной документации. Депутаты объяснили законопроект необходимостью «защитить» и избавить от «англицизмов» русский язык. В пояснительной записке говорится, что в России наблюдается «агрессивное активное использование» иностранных слов для оформления вывесок, рекламных акций, информирования о скидках и распродажах, что противоречит основам государственной культурной политики, утвержденной президентом Владимиром Путиным.
В феврале 2023 года Путин запретил использовать на государственном уровне иностранные слова, за исключением тех, которые не имеют общеупотребительных аналогов в русском языке. Аналогичные ограничения президент распространил на нецензурную брань. В первую очередь закон касается органов власти и чиновников. Однако он затрагивает и другие сферы, где русский язык как государственный обязателен к использованию — например, образование, делопроизводство, СМИ, кинопоказы и рекламу. Если в них содержится иностранный текст, он должен быть равнозначным по размещению и техническому оформлению с русским, то есть иметь одинаковые параметры: цвет, тип и размер шрифта. При этом наказаний за нарушение норм языка не предусмотрено.
Запрет на использование иностранных слов в России активно лоббировала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Она призывала чиновников и законодателей «внимательнее следить за речью и содержанием документов». «Чуждые слова используются в официальной речи без надобности при наличии устоявшихся русских соответствий. Такие термины, как „модератор“ — ведущий, „дедлайн“ — срок исполнения, „кофебрейк“ — понятно, что перерыв, ряд других, в большинстве случаев выглядят совершенно неуместно. Вот с этим действительно нужно спокойно бороться», — говорила Матвиенко. На одном из заседаний она даже прочитала сенаторам стих про «траблы», «бойфрендов», «кастинг», «пати» и «апгрейд» и призвала прекратить поддаваться новым веяниям, подчеркнув, что в стране необходимо сохранять «язык Пушкина».
В декабре 2023 года в Госдуму также внесли законопроект о запрете использования не кириллического алфавита в рекламе. Авторы объясняли инициативу необходимостью «сохранения целостности российского государства» и «самобытности в условиях активного продвижения мировой массовой культуры». Однако в октябре 2024-го законопроект был отклонен.