В российских школах наблюдается острый дефицит молодых учителей и большое количество педагогов пенсионного возраста, которым государство не может найти замену, заявил спикер Госдумы Вячеслав Володин. «Количество молодых педагогов составляет всего около 10% от общего числа преподавателей. В то же время доля учителей старше 65 лет выше. Спасибо им и низкий поклон за то, что они продолжают работать. Их просто некем будет заменить в случае, если они решат уйти», — написал Володин в телеграм-канале.
Он отметил, что в целом в системе образования есть дефицит учителей и сослался на слова президента РФ Владимир Путина, который говорил об этом на последнем заседании Совета по науке и образованию. В частности, Путин привел данные опроса Федеральной службы охраны (ФСО), согласно которым в 2024 году 33,2% опрошенных россиян пожаловались на нехватку преподавателей математики, хотя в 2018-м таких было 4,9%. Также 24,1% россиян заявили, что в школах не хватает учителей физики. В 2018-м на это жаловались 16,5%. Володин обвинил профильные министерства в том, что они «говорят, что у них все хорошо» и не дают «объективной картины» ситуации с кадрами. «Вопросов в системе образования накопилось. Поэтому нам важно подойти к рассматриваемой теме объективно и самокритично. Поймем, в чем проблема, — придет и решение», — заключил спикер Госдумы.
Согласно исследованию «Актион образования», которое было проведено в сентябре 2023 года, количество учителей в возрасте 20–30 лет составляет всего около 10% от общего числа педагогов в России. Также дефицит наблюдается в возрастной группе 30–40 лет — число таких учителей не превышает 10,2% преподавательского состава. Наиболее массовая группа — учителя в возрасте 40–50 лет: на них приходится 59% всех педагогов. Вторая по численности возрастная группа — учителя старше 50 лет (31%).
В сельской местности и городах России преобладают опытные учителя, чей стаж насчитывает более 20 лет, говорилось в Мониторинге экономики образования НИУ ВШЭ от 2022 года. При этом педагогов с минимальным стажем — до пяти лет — крайне мало, их доля составляет 7,2% по стране, а в Москве — 5,8%. Наибольшее число опытных педагогов — среди учителей начальных классов (68,3%), преподавателей гуманитарных (66,5%) и естественных наук (64,2%). Большая доля молодых учителей отмечается среди педагогов по иностранному языку, физкультуре, основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) и гражданской обороне. Согласно прогнозу Российской академии образования, к 2029 году в школах будут работать не более 6% учителей до 30 лет.
Главной проблемой удержания молодых педагогов в школах остается низкая оплата труда. Базовая зарплата школьного учителя остается ниже среднего уровня по стране без учета доплат. «Чтобы выйти на достойный уровень оплаты труда, учителям приходится брать на себя дополнительную нагрузку. Работу в школе необходимо делать более привлекательной и бороться с выгоранием педагогов», — отмечала профессор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.