Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Власти за два месяца закрыли почти 10% «магазинов для бедных»

Евгений Мессман / ТАСС

Одна из крупнейших российских торговый сетей — «Светофор», продающая продовольственные товары по низким ценам, закрыла каждый десятый магазин по требованию властей. На 1 февраля у ретейлера насчитывалось 2,2 тыс. точек по всей России, что на 9,8% меньше, чем было в декабре. Это следует из данных «Infoline-аналитики», которые приводит «Коммерсант».

С критикой «Светофора» в конце прошлого года выступил депутат Госдумы Сергей Лисовский. Он обвинил ретейлера в том, что тот не соблюдает закон о маркировке, а также технические регламенты о производстве пищевой продукции. Письмо с просьбой начать проверку торговой сети депутат направил в правительство. По данным «Известий», первый вице-премьер Денис Мантуров рассмотрел обращение Лисовского и поручил Роспотребнадзору проверить магазины «Светофор» и «Маяк» (также входят в сеть). После проверок санитарное ведомство направило иски в суды, потребовав, приостановить работу части магазинов, в которых были обнаружены тараканы, мухи и пищевая моль, а также недоброкачественная продукция и просроченные товары. В частности, в Москве по решению суда были закрыты четыре торговые точки в Новокосино, Митино, Нагатинском Затоне и Лефортово.

Также в картотеке арбитражных дел зарегистрированы четыре заявления Роспотребнадзора о привлечении к административной ответственности компаний сети — ООО «Торгсервис 150» и АО «Инвест Стандарт», на балансе которого находится часть магазинов в Центральном и Северо-Западном федеральных округах. Последняя компания с начала февраля находится в стадии ликвидации по решению ФНС из-за предоставления недостоверных сведений, следует из данных СПАРК. Исполнительный директор «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков заявил, что поставщики приостанавливают работу со «Светофором» из-за нарушений требований законодательства и длительной отсрочки платежей. В свою очередь, депутат Лисовский утверждал, что активные проверки деятельности «Светофора» продолжатся до конца февраля и все магазины сети, в которых обнаружат нарушения, будут закрыты.

«Светофор» представляет собой жесткий дискаунтер — в магазинах нет ни прилавков, ни полок, а товар продается прямо из коробок и с деревянных паллет. Минимальные наценки позволяют держать цены в магазине на 10–20% ниже среднерыночных. Расцвет «Светофора» на рынке продуктовой розницы пришелся на период пандемии, когда доходы россиян резко упали. В 2024 году журнал Forbes оценил состояние основателя и владельца торговой сети Сергея Шнайдера в $1,4 млрд, впервые включив его в список самых богатых россиян. В последние годы группа «Светофор» была одной из самых быстрорастущих торговых сетей и вошла в топ-5 продуктовых ретейлеров России.

Однако, согласно предварительным подсчетам «Infoline-аналитики», в 2024 году выручка «Светофора» снизилась на 5%, до 379,6 млрд руб. Негативный тренд прослеживается на фоне роста оборотов других крупных ретейлеров. Так, у Х5 (сеть «Перекресток», «Пятерочка» и «Чижик») за прошлый год выручка выросла на 24,2%, до 3,9 трлн руб., а у «Ленты» — на 44,2%, до 888,3 млрд.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку