Китайское грузовое судно An Yang 2 потерпело бедствие у берегов Сахалина. Оно получило пробоину и село на мель недалеко от порта Невельск. На борту находится 1000 тонн угля, 700 тонн мазута и 100 тонн дизельного топлива, сообщил капитан морской гавани Аркадий Макаров на оперативном совещании с губернатором Сахалинской области Валерием Лимаренко.
По его словам, когда на судно грузили уголь, начался шторм, после этого работы прекратили и оно должно было уйти в море, однако экипаж не справился с управлением. В результате якорь был сорван, а An Yang 2 выбросило на мель. Следственный комитет начал проверку по факту нарушения правил безопасности морского движения.
Местные власти ввели локальный режим чрезвычайной ситуации. Они утверждают, что утечки нефтепродуктов нет, однако подвозят боновые заграждения и строят дорогу, чтобы начать откачку топлива из танков. «Мы готовимся к тому, чтобы создать условия и собрать все углеводороды, которые находятся на корабле, чтобы не было экологической катастрофы», — отметил Лимаренко.
Сейчас судно находится в 200 метрах от берега. Два российских буксира «Рубин» и «Спасатель Кавдейкин» готовы прийти на помощь в случае необходимости. Экипаж An Yang 2 состоит из 20 иностранных граждан. По словам Лимаренко, пока капитан «конструктивно не выходит на связь и не делает никаких предложений по водолазам, спасательным кораблям, буксирам и прочему». Он добавил, что моряки находятся в безопасности: они обеспечены питанием, водой и энергией.
Между тем власти видят экологическую угрозу. В настоящее время у западного побережья Сахалина продолжается шторм, высота волн составляет 3-4 метра, из-за сильной метели сохраняется плохая видимость. «Все действия производим из сценария, что мы боремся с экологической катастрофой. Мы не будем дожидаться, пока шторм перевернет корабль и все это останется у нас на берегу», — подчеркнул Лимаренко.
Губернатор напомнил, что три года назад на Сахалине уже был «печальный опыт» с китайским судном Xing Yuan под флагом Сьерра-Леоне, которое село на мель в Холмском районе. Тогда владельцы отказались его утилизировать и переложили все расходы на регион. Работы ведутся до сих пор, их планируют завершить весной 2025 года. «У меня есть устойчивое предположение, что они [китайцы] бросят и это судно постольку-поскольку оно имеет существенные повреждения и его ремонт в условиях, в которых мы сейчас находимся, я предполагаю, что невозможен», — отметил Лимаренко.
С 2022 года на Сахалине были удалены 72 затонувших судна. Власти региона и федеральный центр ищут системное решение, как привлекать иностранных владельцев к ответственности, если они отказываются проводить утилизацию за свой счет.