Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Норвегия задержала судно с российским экипажем по подозрению в повреждении кабеля в Балтийском море

Ruud Coster / marinetraffic.com

Страны НАТО продолжают расследовать многочисленные повреждения инфраструктуры в Балтийском море. Вечером 30 января полиция Норвегии задержала судно Silver Dania с российским экипажем. Правоохранительные органы подозревают, что оно могло нанести ущерб подводному оптоволоконному кабелю, соединяющему Латвию и Швецию. Судно курсирует между Санкт-Петербургом и Мурманском под норвежским флагом. Уточняется, что его задержали и доставили в порт Тромсе по запросу Латвии и в соответствии с решением местного суда. Полиция проводит обыски на борту и допрашивает экипаж.

Тормод Фоссмарк, гендиректор и основной акционер судоходной компании Silversea, которой принадлежит судно, заявил VG, что был очень удивлен этой новостью. «Мы ничего не слышали, пока нас не остановила береговая охрана. Кабель, идущий на Готланд, был поврежден. Мы и сотни других судов постоянно проплываем мимо. Мы двигались с небольшой скоростью и не снимались с якоря. Мы не сделали ничего плохого», — заверил он. По данным Shot, судно занимается перевозкой скоропортящихся грузов: фруктов, овощей, морепродуктов и мяса. На борту может находиться до 40 членов экипажа, перед задержанием моряки находились в пути шесть дней, утверждает канал. 

Кабель, принадлежащий Латвийскому государственному центру радио и телевещания, был поврежден утром 26 января. Премьер-министр республики Эвика Силиня заявила, что причиной стало «внешнее воздействие». Это уже второе задержание судна по подозрению в саботаже на Балтике за последние пять дней. 27 января под прицел правоохранительных органов попал балкер Vezhen, который вез удобрения из порта Усть-Луга в Южную Америку. Судно принадлежит болгарской компании Navibulgar и ходит под флагом Мальты. Его задержали власти Швеции по подозрению в обрыве того же кабеля, начато расследование возможной диверсии.

Исполнительный директор компании Александр Кальчев признал, что левый якорь балкера получил повреждение и, «видимо, волочился по дну» из-за сильного ветра и высоких волн. По его словам, судно шло вечером 25 января в крайне плохую погоду, поэтому провести осмотр не удалось и дефект якоря экипаж обнаружил лишь на следующее утро. Финская газета Helsingin Sanomat выяснила, что Vezhen был арендован у зарегистрированной в Гонконге компании Hai Kuo Shipping 2015B, за которой стоит лизинговое подразделение крупного китайского государственного банка ICBC — ICBC Leasing.

Также в рамках расследования власти Латвии обследовали судно под названием «Михалис Сан» (Michalis San), шедшее в Россию и находившееся рядом с местом повреждения кабеля. На борту не нашли ничего подозрительного.

За последние три месяца в Балтийском море произошла серия инцидентов, в результате которых пострадала подводная инфраструктура, обеспечивающая связь или подачу электроэнергии между странами НАТО. В середине ноября оборвались два телекоммуникационных кабеля: один соединял Финляндию с Германией, а другой — Швецию с Литвой. В повреждении заподозрили китайский сухогруз Yi Peng 3. 25 декабря вышел из строя электрокабель EstLink 2 и три кабеля связи, проложенные между Эстонией и Финляндией. На следующий день финские пограничники задержали шедший из России в Египет нефтяной танкер Eagle S, заподозрив, что он повредил коммуникации, намеренно протащив якорь по дну.

14 января генсек НАТО Марк Рютте объявил, что альянс запускает операцию в Балтийском море для защиты подводной инфраструктуры своих стран. Патрулирование с участием военных кораблей началось 18 января. 

Директор Департамента государственной безопасности Литвы Дарюс Яунишкис обратил внимание, что суда, повреждающие морские кабели, «технически неисправны и не застрахованы, зачастую им по 15-20 лет, они ходят под управлением некомпетентных моряков и отключают GPS, чтобы избежать слежения». По мнению Яунишкиса, это позволяет предположить, что данные корабли относятся к «теневому флоту» России, осуществляющему грузоперевозки в обход западных санкций.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку