Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Две трети россиян тратят на еду не менее половины доходов

С такими ценами на продукты никаких доходов не хватит
С такими ценами на продукты никаких доходов не хватит Дмитрий Ягодкин / ТАСС

Рост доходов россиян в значительной степени съедается ростом цен на продукты. Почти у 2/3 российских семей (63%) как минимум половина доходов уходит на питание, показал опрос «Левада-центра». 37% опрошенных сообщили, что их семья тратит на еду «примерно половину» доходов, еще 16% – «примерно две трети», а 10% – «почти все». Менее половины доходов на еду тратят около трети семей (32%).

Даже такой результат – один из лучших за 30 лет проведения подобных опросов. Доля тех, кто тратит на питание менее половины доходов, росла на протяжении восьми лет (в апреле 2017 г. их было всего 22%). Но в последнее время она немного снизилась, как и тех, кто тратит на питание примерно половину доходов. Это произошло за счет роста доли тех, у кого на питание уходит 2/3 доходов или «почти все».

Доходы населения растут, но ускоряется и инфляция, особенно продовольственная. По данным Росстата, за год по 27 января цены выросли на 9,95%, в том числе с начала года на 1,14%. При этом рост цен на продукты за то же время составил 11,9% и 1,87%, соответственно. Регулярные опросы фонда «Общественное мнение», на которые ориентируется Центробанк при оценке потребительских настроений и инфляционных ожиданий населения, стабильно показывают, что 6-9% людей «денег не хватает даже на питание», а еще примерно 20% «на питание денег хватает, но не хватает на покупку одежды и обуви». Каждому четвертому россиянину приходилось отказываться от покупки продуктов питания из-за нехватки денег, показал другой опрос «Левада-центра» в середине прошлого года.

Росстат оценил уровень бедности в III квартале 2024 г. в 8% (9,3% годом ранее): людей с доходами ниже прожиточного минимума было 11,8 млн человек. Близкий к властям аналитический центр ЦМАКП выделяет в дополнение к ним еще значительную категорию «предбедных» людей, доходы которых ненамного выше прожиточного минимума и которые при незначительном изменении жизненных обстоятельств могут вернуться в число бедных. Они тратят на еду существенно большую часть доходов, чем более обеспеченные.

ЦМАКП рассчитывает инфляцию по потребительской корзине «для бедных», и она существенно превосходит стандартную. «Инфляция, сфокусированная на товарах, потребляемых малообеспеченными слоями населения, ведет к ее крайне "асоциальному" характеру», – отмечал ЦМАКП.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку