Владимир Путин не раз предлагал Турции создать «газовый хаб», но Анкара так и не пошла ему навстречу. Теперь она хочет создать такой хаб для обеспечения газом Европы – но без дополнительного участия России.
Турция намерена возобновить энергодиалог с Евросоюзом и рассчитывает стать для него крупным поставщиком природного газа, рассказал в интервью Politico посол Турции в ЕС Фарук Каймакчи. По его словам, сотрудничество в области энергетики будет занимать центральное место в повестке дня в рамках запланированного налаживания отношений с ЕС, которое будет включать торговые переговоры и политическое сотрудничество в том числе с целью урегулирования военных конфликтов в Восточной Европе и на Ближнем Востоке.
После прекращения в январе транзита через Украину турецкий маршрут остался единственным для поставок российского газа в Европу. Но Каймакчи не говорил об увеличении его прокачки в такие страны, как Венгрия и Словакия, которые продолжают зависеть от продукции «Газпрома». Турция намерена способствовать увеличению поставок азербайджанского газа и договориться-таки с ЕС о разработке месторождений в Средиземном море, которой до сих пор мешал спор с Кипром.
Каймакчи сказал Politico по поводу трубопровода длиной около 3500 км, который протянулся из Баку через Грузию, Турцию, Грецию и Албанию до южной Италии:
У нас есть Южный газовый коридор. У нас есть 18 миллиардов кубометров газа, поступающего в основном из Азербайджана, и мы можем легко расширить эти поставки, соединив их со средиземноморским газом. У нас есть в этом и роль, и потенциал.
Энергодиалог между Турцией и ЕС на высшем уровне был приостановлен в 2019 г. Двумя годами ранее началось разведывательное бурение на крупном газовом месторождении «Афродита», обнаруженном на кипрском шельфе в 2011 г. Кипр, Израиль и Греция даже хотели уже к 2025 г. построить трубопровод от газовых месторождений у берегов первых двух стран в Грецию и, возможно, Италию.
Но разработке помешала, в частности, Турция, которая настаивает, что выгоды от добычи должны быть разделены с Северным Кипром. Анкара даже направляла военные корабли в район месторождения. В 2019 г., прекращая энергетические переговоры с Турцией, Еврокомиссия заявила, что турецкие компании пытаются заняться добычей «в территориальных водах Кипра».
«Несмотря на потенциал, энергетический диалог между ЕС и Турцией заблокирован из-за решений, принятых в 2019 году, – сказал Каймакджи. – Мы считаем, что в такой ситуации проигрывают все. Турция – одна из трех-четырех основных артерий для поставки энергоресурсов. Использовать ее или нет, решать ЕС».
После начала войны в Украине российские поставки газа в ЕС сокращались. Из пяти трубопроводов, работавших до вторжения, с этого года остался лишь «Турецкий поток». С учетом прекращения поставок через Украину, составлявших 5% европейского импорта газа, турецкое направление приобретает гораздо большее значение, считает Кадри Тастан, энергетический аналитик из Германского фонда Маршалла в Брюсселе:
Вопрос цен на газ остается больным для ЕС, так что позиция Турции становится гораздо сильнее.
Цена европейского газа на торгах в понедельник (фьючерс Dutch TTF) составила 48,7 евро / МВт ч (почти $540 за 1000 кубометров). Это самый высокий уровень с ноября 2023 г. Запасы газа в европейских хранилищах из-за холодной погоды в декабре-январе сокращались быстрее, чем в предыдущие две достаточно теплые зимы, и составляют 56,1%.