МОСКВА, 27 янв (Рейтер) - Российские НПЗ увеличили загрузку, надеясь нарастить экспорт топлива после введения США новых санкций против российских танкеров и трейдеров, затруднивших поставки непереработанной нефти, показали данные отраслевых источников и расчёты Рейтер.
Россия пытается адаптироваться к санкциям Запада, введенным из-за конфликта на Украине, закупая новые морские суда, перенаправляя экспорт нефти из Европы в Азию, и находя новых потребителей топлива в Африке и Латинской Америке.
Последние санкции США, введенные 10 января в отношении российской нефтяной промышленности, привели к тому, что экспорт нефти ключевым азиатским потребителям - в Индии и Китае - стал более затратным и сложным.
По данным источников, в период с 15 по 19 января объем переработки нефти в России вырос на 2%, или на 108.000 баррелей, по сравнению с первой неделей года, достигнув 754.700 тонн в сутки.
Переработка выросла на 1,2% по сравнению со средним значением за январь 2024 года, согласно данным источников, которые говорили на условиях анонимности, поскольку не уполномочены выступать публично.
Усилия России по увеличению объемов нефтепереработки осложнены атаками украинских беспилотников и перегревом экономики.
Крупнейшая российская нефтедобывающая компания Роснефть заявила, что, возможно, ей придется отказаться от планов по модернизации нефтеперерабатывающих заводов.
Тем не менее, по словам источников, российские НПЗ производят максимально возможный объем продукции, рассчитывая на то, что после введения санкций в отношении танкеров, занятых в транспортировке сырой нефти, шансы найти суда для экспорта топлива возрастут.
«Мы должны максимально задействовать перерабатывающие мощности, чтобы использовать (санкционную) нефть», - сказал один из отраслевых источников.
Санкции, объявленные администрацией Джо Байдена в начале января, незадолго до вступления в должность нового президента США Дональда Трампа, коснулись около 180 танкеров, занятых в основном перевозкой российской нефти и намного меньше - нефтепродуктов.
Согласно данным Morgan Stanley, в 2004 году эти танкеры транспортировали в сутки около 1,5 миллиона баррелей нефти и всего около 200.000 баррелей нефтепродуктов.
Санкции также коснулись российских нефтяных компаний Сургутнефтегаз и Газпромнефть.
Киришский НПЗ, находящийся в западной части России и принадлежащий Сургутнефтегазу, увеличил с 1 по 21 января переработку нефти почти на 8% по сравнению с 1-27 декабря, сообщил один из источников.
Ценовой потолок, установленный странами Большой семерки, также увеличивает для Москвы возможности экспортировать топливо вместо нефти.
Правило ценового потолка позволяет компаниям в западной юрисдикции оказывать транспортные и сервисные услуги при экспорте российских ресурсов при цене нефти ниже $60 за баррель, а дизельного топлива - ниже $100 за баррель в порту отгрузки.
По данным торговых источников, российская нефть марки Urals продается выше предельного уровня - по цене приблизительно $70 за баррель, а российское дизельное топливо - ниже предельного уровня, по цене около $75 за баррель.
Россия является одним из крупнейших в мире морских экспортеров дизельного топлива и мазута. Западные чиновники заявляют, что не стремятся полностью остановить российский экспорт, но хотят ограничить доходы, получаемые Москвой.
(reporting by Reuters)