Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Экспорт российской нефти рухнул до годового минимума после санкций США

gazprom-neft.ru

Прощальные санкции администрации Джо Байдена привели к падению морских поставок российской нефти до самого низкого уровня с конца 2023 – начала 2024 гг.

За первую полную неделю после последних санкций, с 13 по 19 января, вывоз нефти составил 2,75 млн баррелей в сутки. Это на 9% меньше, чем неделей ранее, и самый низкий показатель практически за год – с недели по 28 января 2024 г., когда он был 2,63 млн, свидетельствуют данные Bloomberg по отслеживанию судов. Менее волатильные четырехнедельные данные (2,94 млн баррелей) показали еще более заметный спад – до 16-месячного минимума.

Среднесуточные поставки за первые три недели января 2025 г. оказались на 10% (340 000 баррелей) ниже, чем в среднем за весь предыдущий год.

С момента объявления последних санкций 10 января появилось несколько признаков сбоев налаженного Россией за счет формирования теневого флота экспорта. Танкеры ложатся в дрейф, не выгружая нефть в порту назначения, покупатели ищут других поставщиков, а в Козьмино, главном восточном порту России, возник дефицит судов, не находящихся в черных списках.

Санкции США против 183 танкеров включают прежде всего корабли, работавшие на тихоокеанском и арктическом маршрутах. Примерно три четверти грузов с дальневосточным сортом нефти ESPO, отправленных с начала октября, были перевезены на судах, которые теперь находятся под санкциями. Под них же попал весь флот специализированных танкеров-челноков, забирающих нефть на проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2».

Правда, один из них, «Залив Байкал», загрузил сахалинскую нефть 11 января и в воскресенье выгрузил в китайском порту Ляньюньган.

Индия сообщила, что до 12 марта, окончания объявленного США переходного периода, продолжит принимать лишь те суда, что загрузились до 10 января. Местные НПЗ уже начали искать замену российской нефти, сообщает Reuters. Тендеры на ее закупку объявили такие компании, как Mangalore Refinery and Petrochemical (MRPL) и Bharat Petroleum (BPCL). MRPL сделала это впервые более чем за год. До сих пор у нее не было необходимости искать новых поставщиков, так как весь ее спрос удовлетворялся за счет российской нефти, теперь же компания ищет предложения на 1 млн или 2 млн баррелей с доставкой 16-28 февраля.

BPCL хочет обеспечить себя сразу на год и планирует заключить договор на 12 млн баррелей на поставку нефти из Абу-Даби (по 1 млн в месяц с апреля 2025 г.). По словам источника Reuters, знакомого с ситуацией, BPCL уже купила 8 млн баррелей нефти из Абу-Даби и 4 млн – из Омана на недавних годовых тендерах.

Одной из причин снижения экспорта российской нефти может быть обвал поставок из балтийского порта Усть-Луга, отмечает Bloomberg. Падение началось еще в последние две недели декабря, когда не были загружены шесть из запланированных 14 танкеров. Затем, в первой половине января, вывоз обвалился на 44% (277 000 баррелей в сутки) по сравнению с и так уже низким уровнем декабря. Поставки по итогам января из Усть-Луги могут оказаться самыми низкими с июля 2021 г., свидетельствуют данные Bloomberg по отслеживанию судов и изученные агентством отраслевые показатели.

Точная причина сокращения экспорта из этого порта неизвестна, отмечает Bloomberg. Погранслужба Финляндии сообщила на днях, что, по ее наблюдениям, количество танкеров, вывозящих российскую нефть по Балтийскому морю, сократилось в последние четыре месяца 2024 г. примерно на 10% по сравнению со средним недельным потоком в 70-80 танкеров за последние два года. По словам начальника отдела безопасности на море Погранслужбы Финляндии Микко Хирви, сокращение началось после того, как в июне ЕС ввел санкции против большого количества вывозящих российскую нефть танкеров.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку