Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС) в два раза уменьшило число специалистов, задействованных в очистке Черного моря и побережья после декабрьского крушения танкеров в Керченском проливе, несмотря на продолжающиеся выбросы мазута, которые происходят ежедневно. Ведомство возглавляет бывший охранник президента России Александр Куренков. Он же руководит федеральным штабом по ликвидации последствий бедствия, созданным 12 января.
В своих сводках в эти выходные МЧС сообщило, что к работам привлечены порядка 4,4 тысячи человек и свыше 740 единиц техники. Еще в начале недели общая группировка сил насчитывала чуть более 7 тысяч специалистов, а за несколько дней до создания штаба — 8 тысяч. Между тем после штормов 19 января на побережье Краснодарского края нашли новые выбросы мазута. Загрязненными оказались 24 участка пляжей. Осмотр проводился в 41 муниципалитете. Наиболее сложным назвали берег Витязевского лимана в Анапе, между станицей Благовещенской и селом Витязево. Также мазут убирали с пляжа «Благо» и территории рядом с пансионатом «Динамо». По данным МЧС, всего с начала работ было собрано более 168 тысяч тонн загрязненного грунта. Свыше 129 тысяч тонн вывезли на площадки временного хранения, остальное отправили на утилизацию.
Помимо этого специалисты только сейчас приступили к откачке мазута из танкера «Волгонефть-239», севшего на мель в Темрюкском районе Краснодарского края 15 декабря. Глава Минтранса Роман Старовойт торжественно на камеру дал команду Морспасслужбе начать процесс в 18 часов 6 минут. В ведомстве объяснили столь поздний старт долгими подготовительными работами, которые продолжались «в течение нескольких недель». Всего в четырех танках судна находится почти 1,5 тысячи тонн мазута. Сейчас его перекачивают в герметичные битумовозы, оборудованные системами подогрева. Задействовано восемь машин, вмещающих от 10 до 20 кубометров груза. На заполнение одной требуется от 1 до 3 часов. Полностью работы планируют завершить к концу января.
Второй потерпевший крушение в Керченском проливе танкер «Волгонефть-212» разломился пополам. Обе части затонули. Власти сообщили, что все еще прорабатывают сценарии подъема фрагментов на поверхность. Между тем данное судно могло участвовать в перевозке мазута, предназначенного для погрузки на морской танкер FIRN из «теневого флота» Кремля, созданного с целью обхода нефтяных санкций против России, утверждает группа Ukraine War Environmental Consequences Work Group (UWEC), в которой состоят украинские, российские и белорусские экологи. По ее данным, затем мазут должны были доставить в Индию.
За два месяца до катастрофы FIRN использовался в учениях компании «СТС Транс» по перевалке нефтепродуктов с малых танкеров на танкер-накопитель. По словам сотрудника UWEC, тренировка проходила в том самом месте, где потерпел крушение «Волгонефть-212». Группа выяснила, что к FIRN шло и передавшее 17 декабря сигнал бедствия судно «Волгонефть-109», но его успели укрыть от шторма на якорной стоянке в порту «Кавказ». Ранее в Фонде национальной энергетической безопасности уверяли, что танкеры не имеют отношения к «теневому флоту» и не участвуют в международной торговле.
В общей сложности «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239» перевозили 9,2 тысячи тонн мазута. По данным Минприроды, около 4 тысяч тонн вылилось в Черное море и попало на побережья Краснодарского края и Крыма. Оставшаяся часть оказалась на дне в танкерах. В Российской академии наук заявляли, что утечка мазута стала «крупнейшей экологической катастрофой» в стране с начала XXI века. По оценкам члена научно-экспертного совета Всероссийского общества охраны природы Сергея Остаха, на утилизацию загрязнения потребуется более трех лет.