Не успели боевики в Газе и Ливане, стражи исламской революции в Иране и джихадисты там и сям объявить подписанные в Дохе соглашения о прекращении огня между Израилем и «Хамасом» «чистой победой Палестины» и поражением «сионистского режима» и отпраздновать ее, размахивая флагами и акаэмами…
Не успел ЕС пообещать 120 млн евро новой помощи Газе…
Не успели хуситы и«Ан-Нуджаба» объявить о прекращении атак на еврейское государство…
Не успели в Израиле семьи погибших и похищенных разделиться на тех, кто хочет «сделки любой ценой!» и кто взывает «никаких сделок!», судьбу договора скрыл туман. Или — дымовая завеса? Ждем решения военного кабинета? или это еще не решение?
Пока премьер-министр Израиля Нетаньяху благодарил Байдена и Трампа за вклад в достижение соглашения, Байден приветствовал его, а Трамп признавал наличие…
Пока глава «Хамаса» в Газе Халиль аль-Хейя славил Кремль «за поддержку арабского Палестины в борьбе с Израилем», заверяя, что террористы «высоко ценят позицию страны, поддержавшей их в разных сферах», а Дмитрий Песков разъяснял, что РФ тут ни причем, и не участвовала в подготовке соглашений…
Пока в СМИ, кофейнях и соцсетях не верили, что «Хамас» лишится такого козыря, как заложники, этой раны и боли Израиля и способа влиять на него, и допускали, что боевики мужчин ни за что не отпустят, пока не «разрулит конфликт» на своих условиях…
Пока творилось все это, шли и иные процессы.
Разброд
Многие родные тех, кого могут освободить на первом этапе исполнения соглашения Израиля с «Хамасом» (это женщины, включая военных, и пожилые и больные мужчины), свыклись с мыслью, что вот-вот их встретят. И требуют ради этого исполнить все условия «Хамаса». Близкие погибших военных, гражданских и заложников выступают против прекращения огня, опасаясь, что тогда смерть их родных и любимых напрасна, а тела убитых заложников останутся в Газе.
В ответ на эти сетования и заявления, что «Израиль проиграл», «это капитуляция», и «Трамп, сука, нас предал» одни политологи разъясняли, что война проиграна еще 7 октября, когда пленников увезли в Газу, а дальше вопрос был в том, каков будет ущерб. Другие возмущались, что власти отпустят невесть сколько (но много) боевиков, и так, освобождая заложников, пополнят «Хамас». А соглашения породят социальную напряженность. Плюс раскол правящей коалиции, т. е. новый виток кризиса, ведущий к внеочередным выборам, которые в такой ситуации «Ликуд» (и Нетаньяху) может и не выиграть. Пользуясь этим, палестинцы вновь атакуют, а как вести войну без Нетаньяху?.. Вопрос открытый.
«Хамас», «Хезболла», различные «милиции», «фронты», «бригады» и «джихады» вполне смогут подготовиться к восстановлению сил с помощью Ирана, а израильские политики и партии — к предстоящей борьбе за свою долю власти.
Ситуация меняется десять раз на дню, новости противоречивы, а иные активисты объявляют: премьер «ищет повод сорвать соглашение с «Хамасом», «нам говорят, что «Хамас» затягивает переговоры», а «все дело в коалиционных проблемах Нетанияху со Смотричем».
Планы правых
В ходе обсуждения договора с «Хамасом» правая партия «Религиозный сионизм», входящая в правящую коалицию, выступила резко против сделки и послала Нетанияху ультиматум, назвав войну в Газе важнейшим условием своего членства в правительстве.
Бецалель Смотрич — ее глава и министр финансов — собрал свою фракцию в Кнессете чтобы выработать позицию по соглашению с палестинцами. Ранее он публично его отверг, а после встречи с премьером заявил: «Соглашение… угрожает национальной безопасности».
Но после заседания фракция издала заявление о поддержке соглашения и о требовании обещать возобновление военной операции после первого этапа обмена для «Хамаса». Ососбый акцент сделан на том, что это — условие пребывания партии в коалиции и правительстве.
Смотрич призвал членов фракции воздержаться от интервью и не разглашать детали встречи. А канцелярия премьера заверила его в сохранении военных успехов ЦАХАЛа.
Покинуть правительство Смотричу предложил Итамар Бен-Гвир — лидер правой партии «Еврейское превосходство» и министр нацбезопасности, прежде не раз мешавший достичь соглашения с «Хамасом».
Отметим: если они уйдут, в правительстве все равно сохранится большинство, нужное для утверждения договора. И Бен-Гвир это знает: «Если мы уйдем в оппозицию, то не свергнем премьера. Но наше сотрудничество — единственный способ помешать капитуляции перед „Хамасом“ — ужасному и неразумному шагу — и убедиться, что гибель наших солдат не напрасна».
Жестокие игры
А пока все эти разговоры длятся, спикер боевого крыла «Хамаса» Абу Убейда заявил: уже после заключении соглашения ВВС Израиля ударили по объекту, где находилась заложница из списка на обмен. ЦАХАЛ же объявила, что в ночь на 16 января убит террорист — участник резни на фестивале «Нова» 7 октября. Из Дохи сообщили — «Хамас» потребовал освобождения конкретных террористов с кровью на руках, хотя, по утвержденным условиям, Израиль имеет право вето в этом вопросе. Возникла заминка и с «Филадельфийским коридором» — полосой между Газой и Египтом длиной 14,5 км. Через нее «Хамас» получал оружие. Сейчас ее контролирует Израиль.
Нетаньяху твердо отверг изменения позиций в коридоре и все отклонения от текста 15 января. Соглашение подписано. Но подписание а) не означает утверждение; и б) исполнение.
Ну, а заложники? Пишут, их около ста. И, по разным данным, от трети до половины из них мертвы.