Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

Лояльную поменяли на свою: чем грозит Пушкинскому музею назначение новой начальницы

В ГМИИ им. А.С. Пушкина – опять новый директор. На место Елизаветы Лихачевой, не просидевшей в кресле и двух лет, пришла Ольга Галактионова, возглавлявшая прежне Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО. Объясняем, почему при ней Пушкинский музей ничего хорошего не ждет.
Острая на язык Елизавета Лихачева (слева) уступит музей Ольге Галактионовой
Острая на язык Елизавета Лихачева (слева) уступит музей Ольге Галактионовой Социальные сети

Страда Минкульта РФ на музейной ниве не то что не идет на спад, но разгорается. Полигоном для экспериментов федеральные чиновники назначили Пушкинский музей. Если Марина Лошак, ушедшая с поста генерального директора ГМИИ в марте 2023 года, хранила главную столичную сокровищницу зарубежного искусства десять лет, что уже показалось кратким эпизодом после 52 лет директорства Ирины Антоновой, то Лихачевой не дали и двух. Тенденция? Каждый следующий директор будет все меньше времени проводить на посту? Музей во власти временщиков будет скатываться все ниже?

Консерватизм как цель и средство

Чтобы понять, к чему все идет, надо вспомнить, что было. Назначение директором ГМИИ Елизаветы Лихачевой в 2023 году гарантировало принципиальную смену вектора — уход от любых либеральных инициатив и актуальных музейных трендов, исключение коллаборацией с современным искусством, невозможность его интервенций в постоянную экспозицию, исключение из программы выставок видеоарта и прочих медиаискусств. Так и случилось — мы стали свидетелями отказа от всего, что было мейнстримом в бытность директором Марины Лошак, при которой жизнь в ГМИИ била ключом.

Какие-то нововведения Лошак вызывали заслуженную критику — скажем, переустройство постоянной экспозиции по проекту  француза Патрика Уркада было явной неудачей, но идея Лихачевой вернуть в экспозиции все, как было «при бабушке» (Ирине Антоновой) выглядела как минимум странной. Очевидный шаг назад.

Понятно, Елизавету Лихачеву назначили руководить в трудные времена, и можно подумать, что в прямом смысле глобальная сложность, с которой столкнулся вверенный ей музей с началом войны в Украине, состоит в недоступности выставок из-за рубежа — все-таки музей представляет в основном западное искусство. Однако на деле главная проблема, возникшая с приходом Лихачевой, состояла как в консервативном векторе. Вот как около года назад описывал происходящее в Отделе медиаискусств ГМИИ теперь уже бывший сотрудник:

«Отдел продолжает закупать работы художников — разумеется, на деньги патронов. Закупать и не показывать. Сотрудники готовы делать актуальные выставки, но им не дают их делать. Современное искусство, по большому счету, отдано на откуп филиалам. А в Москве никаких интервенций, никакого видеоарта».

Впечатления и ожидания от деятельности директора в ГМИИ родились, разумеется, не на пустом месте. Стоит иметь в виду ее неоднозначную прежнюю репутацию, заслуженную в годы руководства Государственным музеем архитектуры им. Щусева, где Елизавета Лихачева — да, многое успела и немало способствовала популярности институции. Но интрига, после которой Лихачева в 2017 году пришла туда, ее неблаговидная роль в сюжете с присоединением к музею дома Константина Мельникова, информация о ее прошлой, когда-то давно, работе в Федеральной миграционной службе, — все вместе не вызывало доверия. В первое время многие просто игнорировали ее вернисажи в Музее архитектуры.

Постепенно и это забылось — ей хотелось нравиться, она старалась. Было много выставок,  в их числе достойные. Лихачева, единственная из директоров музеев в Москве, пустила к себе в Музей архитектуры выставку к пятилетию «Последнего адреса» — за этой ей многие были благодарны. И когда летом 2024 года  обнаружилось, что с одного из зданий ГМИИ им. А. С. Пушкина сняли две таблички «Последнего адреса», и журналист Сергей Пархоменко разразился на этот счет гневным постом в адрес Лихачевой, она нашла, что ответить. В частности, там было и такое, в адрес ее критиков:

«Какое счастье, что этим людям, которые сейчас сидят по заграницам, никогда не светит в России власть. Чем их действия отличаются от Сталина и ГУЛАГа?».

Кто знает, светит ли теперь какая-то власть ей самой.

Кто враги

Похоже, обвинения были в самом деле напрасны — журналистка Татьяна Малкина сообщила, что уничтоженные таблички  Лихачева восстановила за свой счет. Пархоменко эту информацию, правда, там же, в комментариях, скорректировал: «Она  [Елизавета Лихачева] поступила очень странно: распорядилась удалить дубликаты табличек, уже установленные „Последним адресом“, и установить на их месте другие — изготовленные самим музеем — „подороже“ и „покрасивше“, чем стандартные таблички по эскизу Бродского. Ну, видимо, чтоб духу не осталось от этих, которые тут самодеятельность свою разводят…» После этого новые таблички кто-то вырубил топором — прямо с музейного фасада. Такая теперь жизнь.

Возвращаясь к персоне бывшего директора, обратим внимание на то, что Елизавета Лихачева вообще за словом в карман не лезет. Свое увольнение она пока  не комментировала, но обычно говорит много и временами смачно. Как-то раз назвала президента Путина «нашим Моисеем», который «нам дает эти тридцать лет для того, чтобы мы вышли из рабства и пришли в Землю обетованную». Другой — дала повод депутатам Госдумы РФ донести на нее в Генпрокуратуру за сказанное о Сталине: «Он сдох, все, проехали»

Со Сталиным на устах она отреагировала и на закрытие в ноябре Музея истории ГУЛАГа:

«Это глупость. Говоря словами товарища Сталина, „глупость, граничащая с преступлением“».

Забавно, что в этой реплике многие наивно усматривают причину отставки. Уверена, это не так. В лучшем случае,  формальный повод, и то вряд ли. Просто пришла пора освободить место нужному человеку — так было задумано.

Абсолютно лояльная власти, работавшая с патриотическим рвением и ни разу не высказавшаяся против войны, Елизавета Лихачева не стала адептом и героем власти — а возможно, и не пыталась. И ничем, значит, не заслужила ее особой благодарности. Не отличилась директор и на профессиональном поприще —  блокбастеров в музее в период ее правления не было (да она бы и не успела их выпустить), а те приличные выставки, что состоялись, готовились при Лошак.

Есть еще одно свойство Елизаветы Лихачевой, несовместимое с нынешними требованиями к ее теперь уже бывшему посту: она слишком музейщик, искусство любит больше, чем власть. И комментировала политически важную передачу   иконы «Троица» св. Андрея Рублева в пользование РПЦ:

«Она может быть просто утрачена, она может развалиться на части…»

Галактионова просто прошла бы мимо — как прошла мимо министр культуры Любимова.

Выпад же Елизаветы Лихачевой против уничтожения Музея истории ГУЛАГа, если процитировать его полностью, выглядит не столь однозначным:

«Людям, которые называют себя патриотами, кажется, что обсуждение темы сталинских репрессий, осуждение их льет воду на мельницу наших врагов. На самом деле это не так. Мы, только мы можем говорить о своем прошлом, только мы можем его каким-то образом изучать, трактовать».

Лихачева ясно указала, кто  враг. А я сразу вспомнила, как художник Владимир Янкилевский, рассказывая мне о скандале, устроенном Хрущевым на Выставке к 30-летию МОСХа в Манеже в 1962-м, которому он был свидетелем, особенно выделял реакцию генсека на присутствовавших в зале иностранцев. Пропустив мимо ушей, что все это дружественные корреспонденты из соцстран, Хрущев заявил: «Для нас все иностранцы — враги».

Казалось, что в 1990-х это некогда популярное мнение утратило актуальность. Но пришли другие времена.

Местоблюститель

Была ли неожиданной кандидатура нового директора? Для кого-то возможно: непрофессионал в музейном деле становится во главе одного из главных музеев страны! Но это если не знать, что пришедшая в музей Ольга Галактионова в частной жизни — старая близкая подруга министра культуры Ольги Любимовой. Об этом давно говорили, а однажды даже написали. Таким образом, у Елизаветы Лихачевой не было шансов остаться — она была лишь местоблюстителем, пока созревал другой кандидат.

Назначение случилось бы, возможно, и раньше, но у Галактионовой совсем не было музейного опыта, а Любимова тогда еще недостаточно надежно сидела в кресле министра, чтобы принимать решения такого уровня. РОСИЗО пригодилось, чтобы пересидеть и набраться опыта — не вполне музейного, но все же.

Ходили же слухи, что после инаугурации Путина в 2024-м Любимову уберут. Но она усидела, почувствовала себя на коне, и путь для ее человека был открыт.  

Тут самое время объяснить, что такое РОСИЗО. Это госструктура, созданная в 1959 году для координации прежде всего зарубежных, но отчасти и отечественных выставок советских музеев, с собственной коллекцией, в которой не только соцреализм, есть и старое искусство, и условно новое, и, например, фантастическая коллекция плакатов. Стоит еще упомянуть, что в 1977­–1994 годах эта организация называлась «Росизопропагандой». Она не фигурировала публично как самостоятельная структура, и неформальный интерес к ней возник впервые в связи с ее выставочной активностью — в 2013-м, когда РОСИЗО возглавила  будущий (теперь уже бывший) директор Третьяковки Зельфира Трегулова, и позже, когда, тоже очень очень короткое время, им руководила ее бывшая заместительница Татьяна Волосатова.

Следующий этап скромного пути РОСИЗО начался в 2016-м, когда министр Мединский лишил самостоятельности Государственный центр современного искусства — бывший независимый ГЦСИ, созданный в 1992 году  Леонидом Бажановым, и включил его на правах структурного подразделения в РОСИЗО, к которому отошли и региональные филиалы ГЦСИ. Их впоследствии перекинули в ведение ГМИИ им. А. С. Пушкина (вот она, формальная связь двух структур) на правах музейных филиалов, но коллекция искусства, собранная ГЦСИ, осталась в ведении РОСИЗО. И остается до сих пор.

Сам же центр РОСИЗО давно служит местом, позволяющим госчиновникам пересидеть до нового назначения. Им обычно делегируется и грязная работа, показательный пример — Сергей Перов, выпускник Алматинского военного училища, поруководивший госструктурой в 2015–2018 гг. При нем происходила скандальная реструктуризация ГЦСИ при его присоединении к РОСИЗО. Пришел туда Перов, успев поработать в администрации президента РФ и аппарате правительства, оттуда ушел замом в Департамент культуры правительства Москвы, а в 2024-м избран главой совета директоров фонда «Сколково».

Вечно эффективный менеджер

Кто такая Ольга Галактионова? Судя по анамнезу, опубликованному в связи с назначением, она из вечно эффективных менеджеров самого широкого профиля. Два года в Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова и четыре в ГИТИСе (в актерской группе на режиссерском факультете, в мастерской Марка Захарова) дают не столь исчерпывающее представление о достоинствах будущего музейного директора, как послужной список:

«При ее участии были реализованы масштабные выставочные и театральные проекты, в частности, приуроченные к Году театра в России. Она была автором и продюсером около 50 документальных фильмов. До прихода в РОСИЗО с 2009 года работала генеральным директором кинокомпании „Галактика“, а также советником председателя правления Фонда Алексея Кудрина по поддержке гражданских инициатив».

Мы не знаем этих проектов, но оценили масштаб.

РОСИЗО при Галактионовой (она тут с 2021 года) становился соучастником разных выставочных проектов, но ни один не был организован ею. «Как „ДК СССР“ создает фейковый образ советской культуры и почему он никому не нужен», — сообщал «Ъ» о прошлогодней выставке «Дом культуры СССР», устроенной РОСИЗО в «Манеже».

Что значит устроенной? К 100-летию образование Советского Союза — наконец-то они нашли, что праздновать, — предполагалась и выставка, призванная демонстрировать искусство, созданное в СССР. Ее «повесили» на РОСИЗО, но это было даже не общее руководство, потому что за все разделы отвечали авторитетные институции федерального уровня, включая Третьяковву и Русский музей — они справились сами. И как раз через пять дней после вернисажа была уволена с поста директора Третьяковки куратор одного из разделов Зельфира Трегулова. Этим выставка и войдет в историю.

Накануне ее открытия Ольга Галактионова дала интервью, в котором, в частности, сообщала: «…Про соцреализм надо понимать в первую очередь, что это большое искусство. А масштаб и ценность его мы осознаем несколько позже, когда пройдет время. Для оценки нашего искусства последнего столетия пока не набралось необходимой временной дистанции».

Что, правда? Это в самом деле сказала глава современного музея?

Именно, и ведь такое не впервой. В разные времена Пушкинским музеем руководили не только историки и художники, был среди директоров и бывший ветеринарный врач, было и несколько партработников. Кого-то оттуда выносили вперед ногами, кого-то и расстреляли — других награждали. История превращения в 1949­–1953 годах ГМИИ в музей подарков Сталину особенно пугает тем, что тогда в музей пришли госконтролеры, и многих уволили, а некоторых… Подробности тут.

После этого оставалось радоваться не только смерти тирана, но и тому, что музей в принципе открыли, а уж когда повесили импрессионистов, и вовсе было счастье.

 В целом путь ГМИИ в советские времена был унылым тоскливым существованием за железным занавесом, и редчайщие взлеты, связанные с уникальными выставками, лишь подчеркивали исключительность таких событий. И сотрудники, и посетители утешались вечным искусством, просто глядя на «Темзу в тумане» или «Артаксеркса, Амана и Эсфирь».

Музейная жизнь тех лет проходила в тисках суровой тотальной цензуры, которая не то что возвращается, но давно вернулась в отечественные музеи в лице штатных цензоров — тех, кого раньше называли «кураторами из органов». Такие спецы теперь есть в большинстве государственных институций, имеют разные должности, но одни функции. Есть такой персонаж и в ГМИИ им. А. С. Пушкина: директор по общим вопросам Олег Чепурной, в недавнем прошлом начальник центрального пограничного архива ФСБ.    

При всей разнице бэкграундов его и Галактионовой, они одного поля ягоды — готовы сидеть в одной песочнице, в которой будут своими. И это главное их достоинство – в глазах высшего руководства, которому теперь мало иметь на важных постах просто лояльных. Им нужны свои.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку