Первым на очереди оказался Пит Хегсет, которому Трамп предложил возглавить министерство обороны. На следующий день состоялись слушания по кандидатуре Марко Рубио на должность государственного секретаря и Джона Рэтклифа на должность директора ЦРУ.
На следующей неделе, уже после инаугурации, состоятся слушания по кандидатуре Элиз Стефаник на должность постоянного представителя США при ООН. Из-за неназванных проблем с документами откладываются слушания по кандидатуре Талси Габбард на должность директора национальной разведки. Таким образом, не все основные фигуры внешнеполитической команды Трампа смогут оперативно к исполнению обязанностей.
Мнение улицы
По итогам слушаний по кандидатуре Марко Рубио осталось впечатление, что его назначение — почти решённый вопрос. Почти такая же уверенность осталась и после обсуждения Джона Рэтклиффа. Большие сомнения сенаторов вызвала фигура Пита Хегсета. Демократические сенаторы гоняли его как школьника-двоечника, что понятно, но и поддержку республиканцев тоже сложно назвать единогласной.
Вообще, жанр слушаний по утверждению на должность — наша потрясающе интересная процедура. С одной стороны, она срежессирована. Республиканцы, получившие большинство в Сенате (в прошлом созыве было наоборот), основательно подготовились, чтобы под объективы видеокамер выразить поддержку номинантам Трампа и задавать такие вопросы, чтобы подчеркнуть самые положительные стороны кандидатов. С другой, – демократы задавали провокационные вопросы, чтобы сделать поддержку кандидата, предложенного Трампом, максимально сложной и неудобной. Особенно это ощущалось в разговоре с Питом Хегсетом – до того обострившемся, что некоторые демократы даже запросили о нем данные из ФБР.
Российскому читателю будет странно слышать, что слушания проводятся в открытом режиме. Зал, где они идут, невелик, несмотря на это, в зале присутствовали люди с улицы. Во время интервью Хегсета и Рубио в Конгресс пришли протестующие, которых охране приходилось выводить за дверь, когда они начинали кричать и мешать процедуре.
Как в военном комитете при обсуждении Хегсета, так и в комитете по международным делам при обсуждении Рубио, начало слушаний проходило в крайне уважительном тоне. Получив большинство, представители Республиканской партии получили должности председателей комитетов и сердечно благодарили демократов за совместную продуктивную работу в прошлом созыве. Вновь назначенные главы комитетов и их заместители из оппонирующей партии согласились, что главное задачей задача на слушаниях должно быть не выяснение политических отношений, а скрупулёзное интервью лиц, которые, возможно, возглавят ключевые для американской национальной безопасности ведомства.
Адюльтер на публике
Во время обсуждения кандидатуры Хегсета, к сожалению, основное внимание было уделено его прошлым прегрешениям. Едва ли не каждый сенатор вспоминал, что Хегсет многократно появлялся пьяным, и его алкоголизм часто становился причиной скандалов. Сенаторы вспомнили и обвинения против Хегсета в сексуальном насилии, и подозрения в налоговом мошенничестве, и даже супружескую измену. За долгую карьеру телеведущего, и будучи автором нескольких книг про американскую политику Хегсет делал много провокационных заявлений, в связи с чем сенаторы тщательно расспрашивали его о его позиции. Особое беспокойство сенаторов вызвали высказывания Хегсета о том, что женщины не должны служить в армии, а также о том, что в случае, если верховный главнокомандующий отдаст противозаконный приказ, например, о стрельбе по мирным протестующим (как это было при Трампе в его первый срок с предыдущим министром обороны), Хегсет не исключил, что выполнит такой приказ.
По содержанию и перспективам внешней политики США на слушаниях по кандидатуре Хегсета на должность министра обороны говорилось мало. Прозвучала формулировка peace through strength (мир через силу), доминировавшая в качестве основного принципа внешней политики при республиканской администрации Рональда Рейгана. Кроме того, Хегсет огласил намерение усилить американский потенциал сдерживания – не только за счёт наращивания военных ресурсов, но и через репутационные меры, в чем нашел поддержку некоторых республиканских сенаторов.
Цели в Украине
Слушания по кандидатуре Марко Рубио на должность главного дипломата США, напротив, в основном были посвящены содержательным аспектам американской внешней политики во время второго срока Дональда Трампа.
Марко Рубио оказался оптимальным выбором не только для Трампа, но и для демократических сенаторов. Напомню, что Рубио находился в родных стенах, формально он всё ещё занимает должность сенатора от Флориды, но на сей раз в роли представителя не законодательной, а исполнительной власти. Об этом он даже пошутил перед началом своего выступления. За 5 часов сенаторам удалось так или иначе коснуться всех вопросов и регионов.
Так что его сенаторское место скорее всего станет вакантным, и губернатор Рон Десантис должен будет назначить исполняющего обязанности до следующих выборов. По слухам, он прочит на это место Лару Трамп — невестку вступающего в должность президента, она руководит Республиканским национальным комитетом.
Комитет по международным делам начал свою работу в новой сессии с республиканским большинством, возглавляемым новым председателем — Джеймсом Ришем. Примечательно, что два сенатора-демократа, Бен Кардин и Роберт Менендес, которые на протяжении десятилетий играли важную роль в американской внешней политике, больше не входят в состав комитета. Состав демократической фракции практически не изменился, за исключением прихода Джеки Розен из Невады.
Состав республиканской фракции, напротив, претерпел значительные изменения: комитет покинули Марко Рубио, Митт Ромни и еще двое представителей, а на их место пришли шесть новых членов.
Новый срок Дональда Трампа действительно начинается с крайне турбулентного периода в мире, а перед американской внешней политикой стоит множество вызовов. Примечательно, что 6 января, в день утверждения итогов ноябрьских выборов, Северная Корея провела испытание новой гиперзвуковой ракеты, а пару дней назад запустила ещё несколько ракет средней дальности. Вряд ли это можно считать совпадением, скорее всего это выражение недовольства в адрес возвращения Трампа на должность президента. Во время своего первого срока, встреча Трампа и Кима, как ожидалось, станет прорывом в долгосрочном противостоянии, но отношения осложнились ещё больше.
Война в Украине доминировала как один из главных вызовов американскому лидерству в мире. Рубио считался одним из наиболее агрессивно настроенных против России американских сенаторов. На слушаниях он заявил, что администрация Трампа не намерена продолжать курс Байдена, состоявший в «поддержке Украины столько сколько потребуется». Принципиальная проблема этого подхода в том, что он не имеет конечной цели.
Новая администрация намерена и поставить эту цель, и продолжать оказывать поддержку Украине, чтобы цели достичь. Но обрисовать эту цель в данный момент не представляется возможным: во-первых, после проведения секретных брифингов внешнеполитическая команда нового президента убедилась, что конфликт оказался намного более сложным, чем казалось раньше, когда Трамп обещал закончить его за 24 часа; а во-вторых, на нынешнем этапе в конфликте наметился тупик, при котором ни Россия, ни Украина не в состоянии достичь своих декларируемых целей.
Такие заявления можно считать заявкой на решительные действия, но непонятно, в каком направлении.
И другие конфликты
Очевидно, что другой проблемой, требующей первоочередных действий, является арабо-израильский конфликт и операция Израиля в Газе.
Марко Рубио также прокомментировал недавние заявления Трампа относительно планов на Гренландию и Панамский канал, объяснив это национальными и коммерческими интересами Соединённых Штатов.
Самым серьезным долгосрочным вызовом национальным интересам США, очевидно, остается Китай. Речь идет о сложном комплексе военно-политических и экономических противоречий: Китай усиливает влияние в мировой логистике, производственных цепочках, противостояние с Китаем разворачивается практически в каждом регионе, в каждой сфере.
С учетом контроля республиканцев над Белым домом и обеими палатами Конгресса, можно ожидать, что внешняя политика США станет максимально определенной. Обсуждение кандидатуры Марко Рубио показало, что по многим ключевым направлениям внешней политики сформировался двухпартийный консенсус. В отличие от внутренней политике, где полным-полно различий, в вопросах внешнеполитического курса у партий оказалось значительно меньше противоречий, они обе демонстрируют готовность разрабатывать стратегию, направленную на защиту интересов страны и ее граждан.