В России не осталось человеческих ресурсов, необходимых для экономического развития страны, заявил гендиректор государственной социологической службы ВЦИОМ, советник первого замруководителя администрации президента РФ Валерий Федоров в интервью «Комсомольской правде». «Начну с факта — кончились люди в нашей экономике. Нехватка рабочих рук», — констатировал он.
Федоров отметил, что теперь соискатель может «торговаться и ставить условия» работодателям, которые вынуждены идти на уступки и придумывать бонусы, чтобы удержать персонал. В итоге зарплаты растут, но улучшения уровня жизни не происходит: значительную часть денег съедает инфляция, а кредиты становится недоступными из-за отмены льготных программ и роста ключевой ставки. «Получается, что у человека денег больше, работает он тоже больше, а ради чего? Жизнь лучше не становится. Квартиру купить не может, даже полечиться зачастую — врачей стало меньше», — подчеркнул глава ВЦИОМ.
Федоров выразил уверенность, что россияне не испытывают нужды только в еде. «У нас проблема в другом: пирамиде потребностей — холодильник забил, хочется чего-то большего. Знаете, сколько наш человек планирует в среднем на новый год истратить? 62 тысячи рублей!» — отметил он. На вопрос, «не пир ли это во время чумы», глава ВЦИОМ ответил отрицательно, заявив, что после начала войны с Украиной в России, напротив, наступило «время возможностей», когда можно легко сменить профессию, город и не нужно «работать за копейки», а людям остается только этим воспользоваться.
За почти три года войны кадровый голод в России достиг небывалых масштабов: безработица снизилась почти вдвое, выйдя в октябре на новый исторический минимум — 2,3%, на котором удерживается до сих пор, а проводимые Центробанком опросы компаний фиксируют беспрецедентно низкую обеспеченность работниками за все время наблюдений.
Усиленный набор в армию и вовлечение в оборонную промышленность оттягивает и без того ограниченный из-за демографической ямы персонал с гражданских предприятий, которые не могут соревноваться с постоянно растущими выплатами контрактникам и зарплатами на заводах ВПК. По данным ЦБ, кадровый голод испытывают 73% компаний. Опрос Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) показал цифру еще выше — 82,8%. Компании и регионы жалуются на нехватку инженеров, врачей, технологов, строителей, слесарей, электриков, механиков, водителей и машинистов. Совокупный спрос на рабочую силу с февраля 2022 года вырос на 3,2 млн человек.
О дефиците кадров как главной проблеме российской экономики говорят бизнес и чиновники всех уровней, включая президента Владимира Путина. Для описания ситуации на рынке труда нередко используются определения «катастрофа» и «коллапс», а эксперты предупреждают, что нехватка работников будет нарастать.
«Кадровый голод» превратился в универсальный феномен, захватив практически все звенья экономической системы», — говорится в докладе замдиректора Центра трудовых исследований ВШЭ Ростислава Капелюшникова. Экономический аналитик Сергей Шелин отмечает, что нехватка работников раздула заработки, однако на большинстве россиян это не отразилось. «Миллионы людей, занятые в секторах, не производящих ничего общественно полезного, начали больше потреблять. Тем временем остальные, а их большинство, стали потреблять меньше. Скажем, реальный размер назначенных пенсий сейчас на 2% ниже, чем перед войной», — говорит он.