Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

Застой, застой, застой. Что будет происходить в российском образовании в 2025 году

В нынешнюю эпоху прогнозы экспертов мало что значат, потому что забываются почти мгновенно. И не только публикой, но и самим экспертом. Тем приятнее вернуть вас на год назад и с удовлетворением признать: мой прогноз на 2024 год сбылся на 90%. А потому я имею полное право дать новый прогноз – на 2025 год.
Российская школа постепенно превратится в «Юнармию»
Российская школа постепенно превратится в «Юнармию» mos.ru

Год назад я написал на этих самых страницах, что в 2024 году в образовании будут происходить три главные вещи: фашизация, национализация, анахронизация. С большим удовлетворением возвращаю вас к этому тексту, потому что прогнозы в нем в основном сбылись.

За исключением некоторых, совсем уж узкоспециальных. К сожалению, никто не ввел никаких специальных званий для учителей. Школы не передали из муниципалитетов в регионы. Не дождались мы и массовой национализации российских EdTech-компаний. За них за всех всё еще тянут свою тюремную лямку только Елена Блиновская (задержанная в 2022 году) и Аяз Шабутдинов (задержанный в 2023 году).

Я пишу «к сожалению» и «не дождались», потому что в целом выступаю за завершение начатого и внутреннюю гармонию запущенных в образовании процессов. И уж если вы приняли закон о «фейках об учителях» (один из прогнозов, сбылся 1 сентября 2024 года), то специальные звания «лейтенант-педагог» или «майор образования в отставке» придали бы ему известную пикантность и устранили бы возможность всякой недосказанности.

Зато многое, да что уж там — практически все из прошлогоднего прогноза — сбылось в лучшем виде.

Например, фашизация.

Весь нынешний год государство демонстрировало, что оно стремиться властвовать и над умами, и над телами своих подданых по линии образования. Не ради вульгарного эротизма, а ради великой государственной миссии. Поэтому, когда школьниц в воронежской школе № 62 в мае этого года заставили раздеться до трусов и снять бюстгальтеры, чтобы пройти на вожделенный ЕГЭ, никто не закатил не то, чтобы скандал, а так — хотя бы маленький скандальчик. Поэтому, когда детям мигрантов запретили получать в России школьное образование, люди возрадовались, что наконец-то они «вернутся в свои кишлаки».

Например, национализация.

Да, EdTech-компании массово никто не национализировал (если не считать фактического запрета на ведение бизнеса крупнейшей в России частной школы английского языка). Зато 2024 год подарил нам великолепное интервью ректора Европейского университета в Санкт-Петербурге Вадима Волкова, которое подводит жирную черту под существованием независимого (читай — качественного) частного образования в России.

Даже в самых смелых прогнозах невозможно было предположить, что ректор университета, создававшегося когда-то как носитель лучших мировых академических практик на многострадальной российской почве, согласится[5] провести «установку обновлений», поскольку в квалификационных работах его выпускников была отмечена «недооценка вкладов российских мыслителей» и «прозападная ориентация», вкупе с «признаками негативного воспитательного воздействия».

Например, анахронизация.

Тут уж, как говорится, выбирай примеры — не хочу. И ремейк Всемирного фестиваля молодежи, проведенный в Сочи в марте этого года. И настоящий боевой танкист, поставленный во главе Движения первых — этой новой путинской пионерии. И первые российские школьники, проводящие свое счастливое детство в лагерях Северной Кореи. И первая полноценная школа, целиком копирующая фантазии о «лучшем советском образовании».

И вишенка на торте:

отказ от «бакалавриата» и «магистратуры», которые нынче велено называть «высшее образование» и «специализированное высшее образование», к вящей радости постсоветской профессуры. Пока — в десятке экспериментальных университетах, а с 2025 года — во всех вузах страны.

Обратная сторона этой бурной деятельности — быстрое исчерпание направлений и явлений в образовании, которые еще можно фашизировать, национализировать и вернуть в Советский Союз.

Отсюда и прогноз на 2025 год: его может сделать всякий, кто наблюдал бурную деятельность нового руководителя в организации или ее отделе, который не имеет особой стратегии действий, зато имеет в заднице некий острый предмет, а также испытывает жгучее желание продемонстрировать начальству воодушевляющие результаты его труда. Финал этой бурной деятельности известен: вскоре, когда реформировать более нечего, такой руководитель начинает скучать, а организация возвращается к своему привычному сонному состоянию.

Так вот, имею смелость предположить, что в 2025 году в российском образовании не будет происходить ни-че-го.

Потому что — а чему там, собственно, еще происходить? Единые программы обучения и воспитания введены сверху донизу, даже для родителей имеются ежедневные (!) методические рекомендации по обращению с временно переданными в их распоряжение детьми. Всякая либеральщина побеждена. Поворот на восток благополучно завершен. Раздражающие обывателя мигранты из школ выпровожены. Тотальная власть над умами и телами многажды продемонстрирована и никем не оспаривается.

Остается одно — почивать на лаврах, медленно подгнивая с разных сторон.

Нет, конечно, большие начальники всё также будут вылазить на трибуны и докладывать о невероятных успехах. Мигрантов еще предстоит выгнать из колледжей и университетов. Словом, то там, то здесь доделать по мелочи уже начатое.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку