Год назад я написал на этих самых страницах, что в 2024 году в образовании будут происходить три главные вещи: фашизация, национализация, анахронизация. С большим удовлетворением возвращаю вас к этому тексту, потому что прогнозы в нем в основном сбылись.
За исключением некоторых, совсем уж узкоспециальных. К сожалению, никто не ввел никаких специальных званий для учителей. Школы не передали из муниципалитетов в регионы. Не дождались мы и массовой национализации российских EdTech-компаний. За них за всех всё еще тянут свою тюремную лямку только Елена Блиновская (задержанная в 2022 году) и Аяз Шабутдинов (задержанный в 2023 году).
Я пишу «к сожалению» и «не дождались», потому что в целом выступаю за завершение начатого и внутреннюю гармонию запущенных в образовании процессов. И уж если вы приняли закон о «фейках об учителях» (один из прогнозов, сбылся 1 сентября 2024 года), то специальные звания «лейтенант-педагог» или «майор образования в отставке» придали бы ему известную пикантность и устранили бы возможность всякой недосказанности.
Зато многое, да что уж там — практически все из прошлогоднего прогноза — сбылось в лучшем виде.
Например, фашизация.
Весь нынешний год государство демонстрировало, что оно стремиться властвовать и над умами, и над телами своих подданых по линии образования. Не ради вульгарного эротизма, а ради великой государственной миссии. Поэтому, когда школьниц в воронежской школе № 62 в мае этого года заставили раздеться до трусов и снять бюстгальтеры, чтобы пройти на вожделенный ЕГЭ, никто не закатил не то, чтобы скандал, а так — хотя бы маленький скандальчик. Поэтому, когда детям мигрантов запретили получать в России школьное образование, люди возрадовались, что наконец-то они «вернутся в свои кишлаки».
Например, национализация.
Да, EdTech-компании массово никто не национализировал (если не считать фактического запрета на ведение бизнеса крупнейшей в России частной школы английского языка). Зато 2024 год подарил нам великолепное интервью ректора Европейского университета в Санкт-Петербурге Вадима Волкова, которое подводит жирную черту под существованием независимого (читай — качественного) частного образования в России.
Даже в самых смелых прогнозах невозможно было предположить, что ректор университета, создававшегося когда-то как носитель лучших мировых академических практик на многострадальной российской почве, согласится[5] провести «установку обновлений», поскольку в квалификационных работах его выпускников была отмечена «недооценка вкладов российских мыслителей» и «прозападная ориентация», вкупе с «признаками негативного воспитательного воздействия».
Например, анахронизация.
Тут уж, как говорится, выбирай примеры — не хочу. И ремейк Всемирного фестиваля молодежи, проведенный в Сочи в марте этого года. И настоящий боевой танкист, поставленный во главе Движения первых — этой новой путинской пионерии. И первые российские школьники, проводящие свое счастливое детство в лагерях Северной Кореи. И первая полноценная школа, целиком копирующая фантазии о «лучшем советском образовании».
И вишенка на торте:
отказ от «бакалавриата» и «магистратуры», которые нынче велено называть «высшее образование» и «специализированное высшее образование», к вящей радости постсоветской профессуры. Пока — в десятке экспериментальных университетах, а с 2025 года — во всех вузах страны.
Обратная сторона этой бурной деятельности — быстрое исчерпание направлений и явлений в образовании, которые еще можно фашизировать, национализировать и вернуть в Советский Союз.
Отсюда и прогноз на 2025 год: его может сделать всякий, кто наблюдал бурную деятельность нового руководителя в организации или ее отделе, который не имеет особой стратегии действий, зато имеет в заднице некий острый предмет, а также испытывает жгучее желание продемонстрировать начальству воодушевляющие результаты его труда. Финал этой бурной деятельности известен: вскоре, когда реформировать более нечего, такой руководитель начинает скучать, а организация возвращается к своему привычному сонному состоянию.
Так вот, имею смелость предположить, что в 2025 году в российском образовании не будет происходить ни-че-го.
Потому что — а чему там, собственно, еще происходить? Единые программы обучения и воспитания введены сверху донизу, даже для родителей имеются ежедневные (!) методические рекомендации по обращению с временно переданными в их распоряжение детьми. Всякая либеральщина побеждена. Поворот на восток благополучно завершен. Раздражающие обывателя мигранты из школ выпровожены. Тотальная власть над умами и телами многажды продемонстрирована и никем не оспаривается.
Остается одно — почивать на лаврах, медленно подгнивая с разных сторон.
Нет, конечно, большие начальники всё также будут вылазить на трибуны и докладывать о невероятных успехах. Мигрантов еще предстоит выгнать из колледжей и университетов. Словом, то там, то здесь доделать по мелочи уже начатое.