Россия может вести себя более агрессивно в Балтийском море, бросая вызов странам НАТО, которые после вступления в альянс Финляндии и Швеции стали контролировать все его побережье (за исключением российской части). Следует ждать разных шагов — от провокаций до сопровождения танкеров теневого флота военными кораблями, предупредила Дания.
Угрозы в адрес Дании стали «более серьезными», и у России теперь больше возможностей противостоять странам НАТО «более угрожающим военным поведением», говорится в ежегодном докладе Датской оборонной разведывательной службы. В частности, российские военные корабли могут начать сопровождать танкеры, которые вывозят российскую нефть. «Если это произойдет, то повысит уровень напряженности» в Балтийском море, цитирует доклад Bloomberg.
Как раз на этой неделе 12 стран Северной Европы договорились установить контроль за следующими из России танкерами. «У этих судов теневого флота и тех, кто их направляет, не должно быть никаких сомнений: мы намерены привлечь их к ответственности, в том числе с помощью санкций, за риски, которые они представляют, и поддержку, которую они оказывают войне России против Украины», — говорится в совместном заявлении стран.
Шесть из них — Великобритания, Дания, Швеция, Польша, Финляндия и Эстония — начнут проверять страховые документы у судов в проливе Ла-Манш, Датских проливах, Финском заливе и проливе между Швецией и Данией. Поскольку суда теневого флота не работают с западными страховщиками, чтобы обходить ценовой потолок, высока вероятность, что у них вовсе нет страховок или они недостаточны, чтобы покрыть риски в случае аварии и разлива нефти. Если танкеры, многим из которых пора на металлолом, не будут сотрудничать и предъявлять необходимые страховые документы, «их внесут в список запрещенных, либо будут задерживать в определенных районах», заявил премьер-министр Эстонии Кристен Михал: «Главное — делать это систематически, чтобы нарушить работу теневого флота России». Министр иностранных дел Финляндии Элина Валтонен добавила: «Используемые Россией нефтяные танкеры представляют значительные экологические риски. Авария с участием двух танкеров в Черном море в эти выходные — яркий пример того, что может произойти, когда эти риски материализуются».
Дания будет играть главную роль в проведении проверок, поскольку суда с российской нефтью проходят через ее узкие и извилистые проливы, но в последний год стали отказываться от услуг местных лоцманов.
Датская разведслужба также считает, что Россия будет все более активно мешать гражданскому судоходству и авиаперелетам. Среди ожидаемых вариантов эскалации – военные учения вблизи стран НАТО, глушение сигналов связи и GPS на больших географических территориях, что может затруднить движение судов и самолетов.