Российской экономике в 2025 году предстоит пережить новую волну инфляции из-за проблем у автомобильных грузоперевозчиков, которые столкнулись с ростом затрат, снижением своих тарифов и оказались на грани массовых банкротств.
С начала 2024 года издержки российских компаний-перевозчиков увеличились примерно на 30%, рассказала «Известиям» гендиректор Национального агентства промышленной информации (НАПИ) Татьяна Арабаджи. «Прежде всего это расходы на лизинговые платежи, на которые влияет рост ключевой ставки, приобретение запчастей и обслуживание транспорта, покупка топлива. Одновременно тарифы на грузоперевозки снизились на 13%», — отметила она.
Растущие затраты приводят к тому, что грузоперевозчики досрочно возвратили тысячи машин, взятых в лизинг, и сократили автопарки. А в будущем году от 10% до 15% компаний могут покинуть рынок, считает президент ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин. Речь прежде всего идет о небольших и средних перевозчиках.
«Многие члены нашей ассоциации открыто говорят, что работают на грани рентабельности. Рост ключевой ставки, повышающий лизинговые платежи, вполне может стать той последней каплей, которая вынудит перевозчиков свернуть бизнес», — сказал эксперт. Также по перевозчикам ударили повышение утилизационного сбора, ужесточение условий по импорту и нарастающие неплатежи клиентов.
Следствием сокращения числа игроков на рынке станет повышение тарифов на перевозки, что приведет ко всеобщему росту цен на все товары, предупреждает партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. Он отметил, что это станет единственным вариантом сохранить бизнес в условиях роста издержек.
«Поскольку в той или иной степени абсолютно все товары доставляются до точки продажи автомобильным транспортом, рост тарифов на перевозки в итоге приведет к подорожанию всей продукций — от стройматериалов и промышленного оборудования до бытовой техники и продуктов питания», — подчеркнул Моржаретто.
С ним соглашается вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. По его мнению, повышение тарифов на перевозку грузов будет заложено в розничную цену каждого товара — от пачки йогурта до батона хлеба. Помимо этого, перевозчики, чтобы сократить расходы, могут начать экономить на безопасности самих перевозок.
«Обновлять крайне старый грузовой парк с нынешними запредельными лизинговыми и кредитными платежами практически нереально. При этом поддерживать старую технику в более или менее приличном состоянии гораздо дороже, чем обслуживать новую. Сэкономить на зарплате водителям не получится — на них и так сейчас огромный дефицит. Уменьшить расходы на топливо и лизинговые платежи перевозчику тоже не под силу. Остается только экономить на обслуживании машин. Это прямая угроза безопасности дорожного движения», — заявил он.
Ранее участники рынка предупреждали о 20-процентном росте тарифов на автомобильные грузоперевозки в России. Об этом говорилось в обзоре, подготовленном комитетом по транспортной логистике «Деловой России» и ассоциацией «АвтоГрузЭкс» при участии транспортных компаний Dentro и ГЛТ. По словам президента «АвтоГрузЭкс» Вадима Филатова, ключевая причина повышения тарифов — это удорожание себестоимости перевозок, в том числе увеличение расходов на покупку техники и оплату труда водителей грузовиков. Например, с января по июнь 2024 года их средняя зарплата возросла на 74%, достигнув 131 000 рублей.