Московские власти убрали часть рекламы о наборе добровольцев на войну в Украину и закрыли специальные стойки для записи на контракт с Минобороны РФ, работавшие на станциях метро, вокзалах и городских улицах, сообщили «Медузе» два близких к администрации президента (АП) собеседника.
По их словам, военную агитацию заменили «привычной для Москвы социальной рекламой». На центральных улицах Москвы рекламу контрактной службы сменили предложения посетить «новые рыбные места» столицы, а также новогодние баннеры. «Людей [которых набирают на фронт] и так хватает. Столько агитации уже не нужно», — подтвердил сокращение числа рекламных сообщений собеседник «Медузы» в московской мэрии.
Как уточнил близкий к АП источник, на сегодняшний день Минобороны набирает достаточное количество добровольцев «для того количества техники и вооружения, которое есть [в распоряжении армии РФ]». «Людей не просто надо набрать, их надо вооружить», — пояснил он. При этом Москва и Московская область совокупно отправляют на фронт около 20% от общего числа российских контрактников. Чаще всего это мужчины из других российских регионов, которых привлекают большие единовременные выплаты при заключении контракта. В Москве они составляют 1,9 млн руб., а в Подмосковье — 2,3 млн.
Успешно выполнять план по набору контрактников Москве позволяла именно уличная реклама, считают источники «Медузы». «Очень много людей (среди которых, понятное дело, есть мужчины) едут куда-то — на работу, к родственникам в другой регион — через Москву. А там везде реклама, стойки стоят. Записывайся, пожалуйста», — отметил один из собеседников. Реклама в Москве была нацелена в первую очередь на жителей других регионов, поскольку для москвичей она стала «привычным фоном жизни», добавил источник.
Два чиновника из других регионов признали в разговоре с «Медузой», что масштабная реклама службы по контракту в Москве создавала «проблемы с набором» даже для субъектов, где единовременные выплаты военным сравнимы со столичными. Например, такая ситуация была в Краснодарском крае, где власти платят 1,9 млн руб. за подписание контракта.
«Не знаю, достаточно ли людей [на фронте в целом] или нет, но у нас сокращать информирование [о выплатах] точно не надо. Набираем по нижней границе», — отметил собеседник «Медузы» в Северо-Западном федеральном округе.
Вместе с тем отказ от масштабной рекламы в Москве может отразиться на российской армии. Согласно данным об исполнении федерального бюджета, в третьем квартале этого года Минобороны удавалось привлечь около 700 новых контрактников в день. Это почти на треть ниже результата второго квартала, когда в день контракты подписывали около 1020 человек. Если исходить из оценок НАТО, приток новых солдат перестал покрывать потери на фронте: в ноябре они достигли рекордных с начала войны 1500 человек в день, из которых 300 — убитые.