Сирия под контролем свергнувших президента Башара Асада исламистов по-прежнему может рассчитывать на присоединение к БРИКС, заявил заместитель министра иностранных дел России, шерпа в БРИКС Сергей Рябков. На вопрос ТАСС, готовы ли члены блока рассмотреть заявку республики на вступление, если об этом попросят новые власти, он ответил утвердительно.
«Вне всякого сомнения. Мы серьезнейшим образом рассматриваем заявки всех стран, и Сирия здесь не исключение», — сказал Рябков. При этом он добавил, что настаивать на этом участники БРИКС не будут. «Мы никого не подгоняем, ни к чему не стимулируем и с уважением относимся к любому выбору», — отметил Рябков.
В начале октября посол Сирии в РФ Башар Джаафари заявлял, что республика «ведет серьезные переговоры» о вступлении в БРИКС. В свою очередь Россия пообещала оказать ей содействие в этом с учетом «особых отношений, которые на протяжении длительного времени связывают Москву и Дамаск».
БРИКС была основана в 2006 году Бразилией, Россией, Индией и Китаем, в 2011 году к ней присоединилась Южно-Африканская республика (ЮАР). 1 января 2024 года участниками группы также стали Египет, Иран, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и Эфиопия.
59-летний Башар Асад, правивший Сирией с 2000 года, сложил с себя полномочия президента и сбежал в Россию 8 декабря. Это произошло менее чем через две недели после начала наступления повстанцев из провинции Идлиб, которые быстро дошли до столицы республики — Дамаска — и объявили о свержении действующего режима. Первоначально российские военные в Сирии наносили удары по вооруженным группировкам, пытаясь оттеснить их и укрепить силы правительственных войск, но последние не оказали особого сопротивления и Москва пришла к выводу, что не сможет остановить исламистов, отмечали источники Bloomberg в Кремле.
Революцию возглавила группировка «Хайат Тахрир аш-Шам» (ХТШ), которая признана в России террористической и запрещена. Она назначила главой временного правительства Мухаммеда аль-Башира. Он будет премьер-министром до 1 марта 2025 года.
После этого Москва резко смягчила риторику в отношении сирийских исламистов и пошла на переговоры, чтобы сохранить военные базы, с помощью которых Кремль поддерживал влияние на Ближнем Востоке. Замглавы МИД Михаил Богданов сообщил об установлении прямого контакта с политическим комитетом ХТШ. В свою очередь лидер группировки Мухаммед аль-Джулани отметил, что новые власти позволили России переосмыслить отношения таким образом, чтобы это служило общим интересам.
Между тем посольство Сирии в Москве подняло флаг повстанцев и заявило, что «ждет указаний от представителей нового руководства», а власти России принялись клеймить бывшего президента республики. В частности, зампред Совета безопасности Дмитрий Медведев заявил, что Асад сам виноват в крушении своего режима, поскольку допустил ошибки в ходе государственного управления, несмотря на «серьезную поддержку» со стороны Путина.
«Москва предпочитает иметь дело с теми, у кого есть власть и контроль, и списывает со счетов тех, кто их теряет», — говорил бывший советский и российский дипломат Николай Соков, ныне — старший научный сотрудник Венского центра по разоружению и нераспространению, комментируя ситуацию.
Старший научный сотрудник Берлинского центра Карнеги по изучению России и Евразии Дара Массикот отмечала, что Россия может предложить новым сирийским властям деньги, бартер, нефть, газ и какое-то количество наемников, однако что именно захочет получить сирийская коалиция, которую бомбили российские самолеты, остается под вопросом.