Поражает своей однобокостью реакция русскоязычных СМИ на данные о работе журналистов в мире, собранные «Репортерами без границ» (RSF). Хотя эта однобокость разная. То, что главным «героем» доклада за 2024 год стал Израиль, и то, что его, старательно это подчеркивая, организация называет виновником целенаправленного убийства десятков журналистов, не решился отметить почти никто.
Большинство публикаций расплывчато говорят об этом как о «гибели журналистов в Газе». Некоторые даже формулируют это так, что у большинства читателей может сложиться впечатление, будто виновником их гибели стало вовсе не государство Израиль, а террористы из «Хамас».
Однако большинство этой ключевой тему доклада RSF за 2024 год и вовсе постарались избежать. Почти никто не написал, что журналистская организация подала на Израиль иски о совершенном им военных преступлениях в Международный уголовный суд в Гааге; что организация утверждает, что у нее есть доказательства, как израильские военные убивали журналистов осознанно, именно из-за их принадлежности к профессии.
Видимо, поэтому часть СМИ сосредоточилась на другом — на том, что Россия, где число заключенных журналистов исторически всегда было относительно небольшим, за последние пару лет словно решила наверстать упущенное и вошла в пятерку стран с наибольшим их числом.
Но тему заключенных журналистов в целом и тему гибели в заключении при неясных обстоятельствах фактически похищенной украинской корреспондентки Виктории Рощиной в частности по понятным причинам не смогли затрагивать немногочисленные СМИ в России – те, что вообще отважились опубликовать сообщение о докладе, работая внутри России. Им пришлось сосредоточиться на теме журналистов, взятых во всем мире в заложники. Но даже и это было смелостью, так как известно, что с некоторых пор российские власти как минимум с большим недоверием относится к деятельности любых международных НПО, а сайт «Репортеров без границ», как и тысячи других, в России заблокирован.
Так о чем же говорят грустные итоги 2024 года?
Они демонстрирует тревожную динамику: журналисты по всему миру сталкиваются с угрозами, убийствами, незаконными задержаниями, захватами в заложники и исчезновениями. Эти преступления остаются безнаказанными, что усиливает чувство безнадежности и страха в среде журналистов.
Два лидера антирейтинга стран
Первым стал Израиль. За последние пять лет он убил наибольшее число журналистов, особенно в секторе Газа, где с седьмого октября 2023 года их погибло более 145, и еще 10 в Ливане. В 2024 году более трети всех погибших журналистов погибли от израильских авиаударов. RSF утверждает, что по меньшей мере в отношении 40 смертей у организации есть достаточные доказательства того, что они подверглись нападению целенаправленно — именно из-за того, что были журналистами. Она подала четыре иска в Международный уголовный суд за военные преступления, совершенные против журналистов израильской армией.
Кроме этого, Израиль вошел в пятерку крупнейших тюрем для журналистов, отправив за решетку 41 человека, многие из которых содержатся без судебного решения.
Россия, где число заключенных журналистов исторически было относительно небольшим, столкнулась с его резким ростом. К концу 2024 года в российских тюрьмах находилось 38 журналистов, половина из которых — украинцы, о судьбе многих практически нет информации.
Гибель журналистов
За 2024 год было убито 54 журналиста, это самый высокий показатель за последние пять лет. Более половины этих смертей произошли в зонах вооруженных конфликтов, таких как Палестина, Судан, Украина и Мьянма.
В Пакистане семь журналистов стали жертвами атак банд и вооруженных группировок.
В Бангладеш пять журналистов погибли во время жестокого подавления демонстраций.
В Мексике, несмотря на государственные механизмы защиты, пять журналистов были убиты криминальными группировками.
Захваты в заложники и исчезновения
55 журналистов числятся в заложниках, большинство из которых в Сирии, Ираке и Йемене. Среди главных похитителей — группировки, такие как ИГИЛ и хуситы.
95 журналистов считаются пропавшими без вести. Наиболее опасными регионами остаются Сирия, Мексика и зоны конфликтов в Африке.
Журналисты за решеткой
С 2024 года за решеткой находятся 550 журналистов, что на 7,2% больше, чем в прошлом году. Среди главных «тюрем» для журналистов выделяются Китай, Мьянма, Израиль и Беларусь. Россия оказалась на пятом месте.
В Мьянме журналисты подвергаются пыткам, а некоторых приговаривают к пожизненному заключению.
В Иране власти продолжают давление на журналистов. Лауреат Нобелевской премии мира Наргес Мохаммади столкнулась с ухудшением здоровья в тюрьме.
Возможно, чтобы хоть как-то подсластить горькую пилюлю, организация перечисляет ряд освобождений журналистов в 2024 году, которые она называет «знаковыми». Среди них — освобождение Джулиана Ассанжа, основателя WikiLeaks, произошедшее после 14 лет судебных преследований, а также американских журналистов Эвана Гершковича и Алсу Курмашевой – в ходе обмена заключенными между Россией и Западом.
В Бурунди радиоведущая Флориана Ирангабие была освобождена благодаря президентскому помилованию, а в Иране две журналистки, Нилуфар Хамеди и Элахэ Мохаммади, вышли на свободу под залог после длительного заключения за освещение протестов.
***
Несмотря на обилие источников информации и информационных платформ, на стремительное развитие социальных сетей и медиа, не соблюдающих журналистские правила работы, на резкое падение медийной грамотности профессиональные журналисты остаются угрозой для всякого закрытого режима. Отрадно, что профессия цветет, плохо, что знаем мы это потому, что журналисты гибнут, арестовываются и становятся заложниками.