Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

«Стал обузой». Иран не защитил Асада, потому что потерял к нему доверие

Валерий Шарифулин / POOL / kremlin.ru

Президент Сирии Башар Асад уже не вызывал доверия у своих союзников, и никто не поспешил к нему на помощь, когда менее двух недель назад оппозиционные войска начали свое стремительное наступление. К тому же ослабленный противостоянием с Израилем Иран больше не мог направлять дополнительные силы для поддержки его режима.

Когда министр иностранных дел Ирана Аббас Арагчи посетил Дамаск на прошлой неделе, через несколько дней после перехода Алеппо, второго по величине города Сирии, под контроль повстанцев, Асад заявил: мол, «его отступление из Алеппо было тактическим, и он по-прежнему контролирует ситуацию», рассказал Financial Times инсайдер в правительстве Ирана. По словам чиновника, Арагчи ответил, что Тегеран в любом случае больше не в состоянии посылать ему войска: «Но мы не ожидали, что его режим окажется настолько пустым и рухнет так быстро. Для нас это тоже стало шоком».

Близкий к правительству Ирана аналитик Саид Лайлаз сказал газете:

Асад стал скорее обузой, чем союзником, а это значит, что его время истекло. Больше не было смысла его защищать, даже если для Ирана это был серьезный удар. Это повлекло бы непозволительные издержки.

В Тегеране также стали с большим подозрением относиться к Асаду, который не сделал ничего, чтобы помешать Израилю наносить удары по иранским объектам на сирийской территории. «Люди из его режима сливали информацию о местонахождении иранских командиров, – говорит источник FT. – Асад отвернулся от нас, когда мы больше всего в нем нуждались».

В общей сложности Израиль смог убить в Сирии 19 иранских командиров и уничтожить ряд объектов, важных для иранских операций в регионе. Сирия была важным центром по снабжению оружием и поддержке связанных с Ираном группировок – «Хезболлы» в Ливане, шиитских боевиков в Ираке, хуситов в Йемене. Так Иран десятилетиями выстраивал «ось сопротивления» Израилю и США, и падение Асада стало сокрушительным ударом по внешней политике Тегерана.

Асад также стал налаживать связи с арабскими государствами, такими как ОАЭ, в надежде привлечь их к восстановлению экономики – но взамен дистанцировался от Ирана, говорят аналитики и политики.

В то же время Турция, которая была главным спонсором сирийской оппозиции, стала в этом году все настойчивее требовать от Асада найти политическое решение военного конфликта. Россия также добивалась от Асада примирения с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом и прошедшим летом неоднократно пыталась организовать встречу сирийского и турецкого лидеров, пишет Politico. Асад не пошел на сближение, но в целом в Тегеране перестали считать его важной фигурой. Инсайдер – источник FT поясняет:

Уже больше года было ясно, что его время прошло. Он стал помехой, обузой, некоторые даже называли его предателем. Его бездействие дорого нам обошлось, и он связал себя с региональными деятелями, которые обещали ему будущее, которое так и не наступило.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку