(Данный материал был произведен в Гданьске для службы новостей Рейтер в России, где законодательство ограничивает освещение специальной военной операции РФ в Украине)
9 дек (Рейтер) - Политический кризис во Франции и Германии осложняет модернизацию проблемной европейской экономики: компаниям уже сейчас трудно принимать инвестиционные решения, необходимые для сохранения конкурентоспособности на мировом рынке.
Распад правительств в Германии и во Франции - двух крупных экономиках, которые на протяжении десятилетий были движущей силой Европейского союза - совпадает по времени с возвращением Дональда Трампа в Белый дом, которое будет иметь ряд неприятные последствий для ЕС, и обострением торговых споров с Китаем.
Ситуация складывается крайне неблагоприятно: французским производителям коньяка грозят пошлины от Китая, а немецкие производители автокомпонентов ждут, пока прояснится европейская стратегия развития электромобильного сектора.
Практически ни одна из 27 стран-членов блока не оспаривает необходимость преобразования региональных экономик для поддержания уровня жизни стареющего 450-миллионного населения. Однако способность политиков провести нужные реформы вызывает все больше сомнений.
«Нельзя допустить, чтобы кризис во Франции вместе с кризисом в Германии замедлил реализацию экономических реформ», - сказал Рейтер Энрико Летта, автор подготовленного в этом году по заказу Европейского союза 147-страничного доклада о слабых местах экономики региона. Вотум недоверия французскому кабинету министров - всего через несколько недель после распада правящей коалиции в Германии - может оказаться сокрушительным ударом для финансовой стабильности в регионе, который борется с высоким уровнем задолженности, предупредил Летта.
Хотя многие европейцы не променяли бы свой уровень жизни и систему социальной защиты на американскую, континент отстает от США по темпам экономического роста на душу населения начиная с финансового кризиса 2008 года.
Виной этому - низкая производительность труда, фрагментированность рынков капитала и банковского сектора. Санкции против России, введенные после начала так называемой специальной военной операции РФ в Украине, лишили европейских производителей дешевого источника энергоносителей.
Учитывая рост популярности ультраправых и левых партий, при котором достижение консенсуса в национальных парламентах и институтах ЕС стало трудным, шансы на принятие мер, необходимых для решения долгосрочных проблем Европы, невелики.
«Неопределенность после краха (коалиционного правительства Олафа Шольца) действует на нас как яд», - сказал Аксель Петруццелли, глава производственного совета завода в Штутгарте, поставляющего автозапчасти гиганту Bosch. Его компании срочно нужна ясность по поводу промышленной политики Германии, и особенно позиция Берлина по поводу электромобилей - но это возможно только после февральских выборов.
ЕДИНЫ В ВОПРОСАХ ТОРГОВЛИ?
Немецкий авиаперевозчик Lufthansa страдает по аналогичной причине: отсутствие ответа со стороны Берлина на призывы снизить аэропортовые сборы, которые значительно выше, чем в других странах Европы. По словам одного из руководителей, компания может даже перенести часть операций в более выгодные с точки зрения затрат хабы, такие как Рим.
Lufthansa не ответила на просьбу прокомментировать возможное решение.
Французский производитель реактивных двигателей Safran сообщил на прошлой неделе, что политическая стабильность будет ключевым фактором, когда в начале следующего года надо будет решать, где будет построен новый завод компании - причем наряду с Францией рассматриваются Соединенные Штаты и Канада.
Более того, неспособность французского парламента принять бюджет на 2025 год повышает вероятность того, что лимит расходов, предусмотренный в бюджете 2024 года, придется продлить в качестве чрезвычайной меры, даже если инфляция приведет к росту расходов по всем статьям.
«Это увеличит давление на оборонную отрасль, - сказал Оливье Андрис из Safran. - Я не могу сказать, где проявится это давление и как министерство обороны будет с ним справляться».
В 2024 году экономика Европы вырастет не более чем на 1%, и то с трудом, и в этих условиях большие надежды возлагаются на то, что потребительские расходы начнут восстанавливаться в 2025 году, поскольку рост заработной платы увеличит доходы населения. Однако наиболее важная задача - поддержать уверенность среди потребителей.
«Текущий политический климат в целом не способствует потреблению, и особенно это касается крупных покупок, таких как новый автомобиль», - сказал Марк Мортуро из Plateforme automobile.
Европа гордится своей открытой экономикой, ориентированной на торговлю. Именно в сфере торговли сейчас возникают наиболее актуальные проблемы.
По оценке французской ассоциации производителей коньяка BNIC, введение Китаем антидемпинговых пошлин на европейский бренди в октябре - как ответ на объявление ЕС пошлин на импорт китайских электромобилей - может привести к катастрофическим последствиям для отрасли.
«Вотум недоверия ни в коем случае не должен блокировать эти экстренные меры, от которых зависит будущее многих в нашей отрасли», - сообщила BNIC, ссылаясь на обещание президента Франции Эмманюэля Макрона урегулировать спор с Китаем.
Европейская солидарность подвергается испытанию на фоне угроз Трампа ввести пошлины в размере не менее 10% на весь американский импорт. Европе необходимо выработать как превентивные меры, так и стратегию ответных действий в случае осуществления этих угроз.
Однако все противоречия, присущие европейской торговой политике, когда отдельные страны стремятся защитить сектора, наиболее важные для их национальной экономики, отчетливо проявились в начале декабря, когда ЕС заключил соглашение о свободной торговле с Аргентиной, Боливией, Бразилией, Парагваем и Уругваем.
В случае окончательного одобрения это соглашение, провозглашенное крупнейшим торговым договором Европейского союза, приведет к противостоянию между Германией, стремящейся расширить рынки сбыта автомобилей и оборудования, и Францией, защищающей свой аграрный сектор от импортной продукции.
На данный момент политическая неопределенность в Париже и Берлине делает окончательную судьбу сделки еще более неясной. И, как выразился французский дипломат, дело еще далеко не завершено.
Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду: (Жизельда Ваньони, Кристоф Штайц и Джоанна Плучиньска при участии Тима Хефера, Жиля Гийома и Мишеля Роуза в Париже)