В России создали шпионскую программу Monokle для слежки за антивоенными активистами, сообщает правозащитный проект «Первый отдел».
Программа Monokle была разработана в 2018 году компанией «Специальный технологический центр» (СТЦ), расположенной в Санкт-Петербурге. С помощью этого приложения можно получить доступ к зараженному гаджету, скачивать с него файлы и пароли. Monokle устанавливается под видом обычной программы на устройства Android. Неизвестно, существует ли подобный софт для операционной системы iOS, но «Первый отдел» этого не исключает.
Правозащитники приводят первый случай заражения телефона — им стал инцидент с программистом и активистом Кириллом Парубцом. С 2020 года он работал в Украине, а в 2022-м вернулся в Россию для оформления загранпаспорта, по которому планировал улететь в Молдову. В то же время его задержали силовики, которые под угрозой уголовного дела за госизмену пытались склонить программиста к сотрудничеству с ФСБ. Парубец в итоге покинул территорию России.
Впоследствии программист обнаружил на своем телефоне программу Monokle под видом одного из приложений. Предполагается, что ФСБ установила ее на устройство Парубца, когда его изъяли во время обыска. Об использовании Monokle стало известно впервые в 2019 году. Однако заражение телефона Парубца стало первым подтвержденным случаем использования шпионской программы против антивоенных активистов, уточняет «Первый отдел».
В конце июля сообщалось, что ФСБ начала задерживать россиян, возвращавшихся из эмиграции. Их телефоны взламывались, а удаленная информация восстанавливалась. Издание «Холод» описало случай с россиянином по имени Иван, который вернулся в Россию из Черногории для восстановления утерянного загранпаспорта. В аэропорту Внуково его задержали сотрудники спецслужбы.
По его словам, во время допроса у него забрали телефон и, несмотря на то, что он заблаговременно удалил из него всю информацию, которая могла бы вызвать вопросы у силовиков, сотрудники ФСБ в короткие сроки смогли восстановить абсолютно все данные: приложения, СМС, фотографии, историю просмотров на YouTube, комментарии в TikTok и многое другое. После длительного допроса Ивана отпустили; он восстановил документы и покинул Россию.
«Скорее всего, его телефон подключили к устройствам типа Cellebrite UFED или его российского аналога под названием „Мобильный криминалист“. У „Первого отдела“ был подробный анализ возможностей этих систем, а недавно Cellebrite показал себя — оборудование от этой израильской фирмы помогло за 40 минут взломать смартфон Samsung стрелка, пытавшегося убить Трампа», — комментировал эту историю журналист-расследователь Андрей Захаров в своем телеграм-канале.
Он полагает: чем телефон и его операционная система новее, тем меньше шансов, что его взломают подобными устройствами. В то же время журналист предупреждает, что во всех новых гаджетах есть уязвимости. «Так что вчера, может, они не могли что-то ломануть, а сегодня уже могут», — отмечает Захаров. Если есть страх «присесть за невинный комментарий», но необходимо возвращаться в Россию, то лучшим решением будет купить новый — «чистый» телефон, советует расследователь.