Федеральная таможенная служба (ФТС) остановила поставки в страну кондиционеров, бытовых холодильников и систем торгового и промышленного холода, сообщили «Коммерсанту» участники рынка.
Блокировка началась с 12 ноября, когда ФТС стала требовать от поставщиков лицензии Минпромторга на ввоз оборудования, в котором используется фреон R-410, говорит гендиректор Евразийской ассоциации рынка отопительных систем Игорь Прудников.
По его словам, из-за прекращения поставок и простоя контейнеров убытки только поставщиков кондиционеров могут составить от 200 млн до 300 млн руб. На данный момент блокировка коснулась всех стран, в том числе СНГ, отметил директор Ассоциации предприятий и индустрии климата Дмитрий Кузин. Однако, как уточнили в ТПХ «Русклимат» (производит и поставляет кондиционеры), основная часть товаров остановлена на границе с Китаем.
Собеседники «Коммерсанта» подчеркнули, что раньше ФТС не требовала лицензий на ввоз кондиционеров и холодильников, они были необходимы только для «моновещества». В ФТС, в свою очередь, заявили, что служба обеспечивает соблюдение запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС. «В отношении озоноразрушающих веществ в ФТС руководствуются решением коллегии ЕАЭС от 2015 года, где требуется лицензия Минпромторга», — отметили в ведомстве.
Процедура получения лицензий Минпромторга занимает «минимум 45 суток», замечает Кузин из Ассоциации предприятий и индустрии климата. Она выглядит так: компания проходит химико-аналитическую лабораторию, после этого отправляет заявку в Росприроднадзор, далее Минпромторг по заключению выдает лицензию.
«В теории поставщик может слить фреон из оборудования до прохождения таможни и потом залить уже на территории РФ, однако это увеличивает накладные расходы поставщика», — отметил Кузин. В то же время, по словам представителя ассоциации РАТЭК Антона Гуськова, если компании начнут оформлять лицензии сейчас, то документы будут действовать только до конца года.
Если ситуация не разрешится в ближайшее время, около 300–400 контейнеров с готовой продукцией совокупной стоимостью 2 млрд руб. могут зависнуть в портах отправления в Китае и портах РФ, предупреждает директор по правовым и корпоративным вопросам ТПХ «Русклимат» Павел Симонов.
«Это повлияет на стоимость продукции, так как все понесенные расходы импортеры будут вынуждены закладывать в цену для конечного потребителя», — отметил он. Из-за проблем с ввозом может образоваться дефицит охладительной техники, поскольку большая ее часть не производится в стране, заключил Гуськов из РАТЭК.