Странам «Большой семерки» удалось договориться с главными конкурентами России на мировом рынке алмазов об участии в системе, которая позволит реализовать эмбарго, введенное в ответ на развязанную войну в Украине.
США ввели санкции против российских алмазов и «Алросы», доля которой на мировом рынке необработанных алмазов занимает около 30%, вскоре после начала войны, а Евросоюз — с 2024 г. Важной частью плана является система отслеживания, которая постепенно должна была заработать с сентября. Обеспечить ее эффективность позволит участие двух главных конкурентов России на рынке необработанных алмазов — Ботсваны и Анголы, пишет Politico.
Эмбарго на ввоз камней в западные страны недостаточно: без их идентификации российские алмазы могут пройти обработку или быть смешаны с камнями другого происхождения в третьих странах. Поэтому «Семерка» вела переговоры с крупнейшими производителями, такими как Ботсвана, Намибия, Ангола, о присоединении к системе сертификации алмазов по их происхождению.
На прошлой неделе на это согласилась Ботсвана, второй после России производитель алмазов. Центр экспортной сертификации откроется в 2025 г., а работать он будет по образцу Всемирного алмазного центра Антверпена (AWDC), который контролирует торговлю и сертифицирует импортные поставки.
У AWDC есть большой практический и политический опыт таких работ, сказал Politico Карен Рентместерс, генеральный директор AWDC. По его словам, создать центр сертификации в Ботсване планируется в I квартале 2025 г. После проверки партиям алмазов будет присваиваться номер, с которым они будут следовать по всей цепочке поставок. Это должно предотвратить их смешивание с российскими алмазами, например в Дубае, крупном торговом центре, или в индийском Сурате — мировом центре полировки.
Недавно избранный президент Ботсваны Дума Боко хочет, чтобы алмазы рассказывали историю его страны. «Ботсванские алмазы уникальны с точки зрения масштаба изменений, которые они принесли стране, и влияния, оказанного ими на жизнь людей», — сказал он в интервью Politico. Камни с подтвержденным происхождением из мирной, демократической страны могут цениться на мировом рынке выше, чем российские. В 2023 г. на алмазы пришлось 63% ботсванского экспорта, по данным местного статистического ведомства.
Ангола также заинтересована в сертификации, тем более что она может оказаться владельцем крупнейших месторождений и потеснить Россию с места мирового лидера. Проблема была в том, что «Алроса» была партнером местной компании, имея 41% в их совместном предприятии. Разрешить проблему удалось на днях: в конце прошлой недели было объявлено, что долю «Алросы» выкупит подразделение суверенного инвестиционного фонда Омана.
Участие находящейся под санкциями «Алросы» в качестве акционера алмазодобывающей компании Catoca, контрольный пакет акций которой принадлежит государству, «подрывало доверии к Анголе на международном алмазном рынке», заявил министр минеральных ресурсов Диамантино Азеведо. «Отныне у нас новый партнер, и именно он будет осуществлять права, до сих пор принадлежавшие „Алросе“, которая перестанет быть партнером», — добавил министр.
Доля алмазов в ангольском экспорте составила в 2023 г. почти 10%.
В 2022 г. экспорт алмазов принес России более $4 млрд. При этом через Антверпен, крупнейший мировой центр торговли ими, прошло камней на 1,4 млрд евро ($1,5 млрд). Годом ранее, до начала войны, эта цифра составляла 1,8 млрд евро ($1,9 млрд), но после вторжения России в Украину многие западные компании сами стали отказываться от камней «Алросы».