Заместитель председателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев, ранее неоднократно угрожавший Западу ядерным оружием, неожиданно сменил риторику. В интервью телеканалу Al Arabiya он заявил, что Россия не хочет начинать ядерную войну. «Нам бы очень не хотелось, чтобы это вообще когда-либо произошло. Сумасшедших в руководстве России нет», — уверил он.
Медведев подчеркнул, что Москва рассматривает использование ядерного оружия лишь как «крайний вариант», отметив: порог его применения был пересмотрен с учетом «возникших рисков». При этом он пожаловался на НАТО, которое, по его словам, «полностью вовлечено» в украинский конфликт. Война могла бы закончиться, сообщил зампред Совбеза РФ, однако альянсу надо «перестать разжигать» боевые действия, добавил он.
С начала полномасштабного российского вторжения в Украину Медведев превратился в одного из главных рупоров агрессивной риторики Кремля, который неоднократно угрожал Западу ядерной войной и «концом цивилизации». Среди мировых столиц, которым он грозил ядерным ударом, были, в частности, Вашингтон, Париж и Лондон, а после решения США одобрить использование Украиной американских дальнобойных ракет для ударов по военным объектам на российской территории Медведев анонсировал Третью мировую.
Однако за пределами России его заявления воспринимаются с иронией. Например, представитель внешнеполитической службы ЕС Петер Стано ранее предположил, что у Медведева проблемы с психикой, и своими заявлениями он просто «публично озвучивает свой диагноз», пытаясь привлечь к себе внимание.
Источники «Вёрстки» в Кремле утверждают, что многие из резких постов Медведева в Telegram появляются в моменты, когда он находится в нетрезвом состоянии. А расследование «Проекта» и вовсе выяснило, что зампред Совбеза увлекается самогоноварением.
Даже российские дипломаты дистанцируются от его слов. Например, посол РФ в Великобритании Андрей Келин в интервью BBC пояснил, что высказывания Медведева не отражают официальную позицию Кремля: «Медведев говорит то, что думает. Но он делает это как частное лицо, а не как представитель власти».
19 ноября Владимир Путин утвердил новую ядерную доктрину России. Согласно документу, Москва оставляет за собой право применить ядерное оружие в ответ на атаки беспилотников, крылатых ракет или при угрозе утраты части своей территории.
Эти изменения вызвали реакцию на Западе. Контр-адмирал Томас Бьюкенен из Стратегического командования США заявил, что Америка готова к обмену ядерными ударами. Заместитель помощника главы Пентагона по ядерной политике Ричард Джонсон добавил, что США продолжат увеличивать и модернизировать свой ядерный потенциал.
Министр иностранных дел Франции Жан-Ноэль Барро, комментируя российскую доктрину, подчеркнул, что Париж не боится ядерных угроз Путина. Он отметил, что Запад уже привык к подобному российскому шантажу, который Москва уже более двух лет использует, пытаясь давить на НАТО.
Как сообщала в сентябре Washington Post со ссылкой на российских чиновников, Кремль начинает осознавать, что его ядерные угрозы больше не воспринимаются всерьез. Один из источников издания заметил: «Их стало больше, но к ним привыкли. Они уже никого не пугают».