Российские производители моторных масел, занимающие 80% отечественного рынка, с 2025 года лишатся сертификатов от зарубежных лабораторий, без которых они не смогут законно производить и продавать свою продукцию, сообщили «Известиям» участники рынка.
По их словам, последний раз производители получали сертификаты перед вторжением России в Украину в феврале 2022 года. При этом документы выдавались сроком на три года, но из-за международных санкций их теперь невозможно продлить.
Сертифицировали российские машинные масла в Международном комитете по стандартизации и апробации (ILSAC), Американском институте нефти (API), японской организации по стандартизации автомобилестроения JASO, Международном сообществе автомобильных инженеров SAE и др.
В России лабораторий для сертификации масел нет, поскольку отсутствует полноценная испытательная база и единые требования для проведения квалификационных стендовых испытаний, в том числе для моторных масел, отметили в Минпромторге. Также нормируемые показатели в ГОСТ 17479.1 («Масла моторные») и ГОСТ 17479.2 («Масла трансмиссионные») отстают от требований к смазочным материалам для современной техники.
Помимо этого, в России нет специального оборудования для проверки масла, которое эксклюзивно производится отдельными зарубежными компаниями, добавили в Минпромторге. Как будут работать отечественные производители после окончания срока действия сертификатов, в ведомстве не ответили.
По словам источников «Известий» в отрасли, с введением санкций изменились поставщики присадок и, как следствие, исказились состав и рецептура масел. Проверять их качество и соответствие требованиям автопроизводителей на данный момент некому.
Один из способов сертифицировать продукцию — получить документ через дочерние фирмы по сложной системе в «дружественных» странах, говорит источник «Известий». При этом он отметил, что сложности с подтверждением качества масел будут сохраняться до создания национальной системы сертификации или отмены санкций.
Разработка и внедрение квалификационных испытаний может занять около двух–трех лет, отметили в Институте нефтегазовых технологических инициатив (ИНТИ). «Это стандартный срок — например, в Китае процесс запуска стендовых испытаний на своих двигателях и введения в строй испытательного центра в городе Куньлунь занял три года», — сообщили в Минпромторге.
Одновременно с этим на российский рынок завозятся иностранные масла со всеми сертификатами, но крайне низкого качества, говорит представитель КамАЗа Олег Афанасьев. «Были случаи, когда поставки европейского масла в пути подменялись. Отследить эту цепочку практически невозможно. Обеспечить соблюдение качества могут только независимые тестирования в национальных лабораториях», — заключила директор «Рольфа» по автозапчастям Екатерина Невская.