Российские власти готовят законопроект, который повысит обязательные отчисления за распространение интернет-рекламы до 5% от ежеквартальных доходов от нее, пишет Forbes. Эти средства власти планируют направить на финансирование нацпроекта «Экономика данных».
По словам источника, знакомого с содержанием документа, отчисления от интернет-операторов и рекламных систем в федеральный бюджет могут составить 3% от их ежеквартальных доходов от рекламы. «Действительно, такой документ „гуляет“ по ведомствам», — пояснил собеседник издания.
Другой источник уточнил, что речь идет о «диапазоне от 3% до 5%». На данный момент проект находится на стадии обсуждения, но решение о введении сбора принципиально принято. Еще один собеседник из крупной телекоммуникационной компании сообщил, что налог планируется ввести с апреля следующего года, и его ставка составит 2%.
25 октября Дмитрий Григоренко, вице-премьер, курирующий вопросы цифровизации в правительстве, поручил проработать инициативу по сбору за интернет-рекламу, рассказал источник, знакомый с ходом разработки законопроекта. Однако в аппарат правительства такой проект еще не поступал, заявили Forbes в аппарате Григоренко.
В проекте бюджета на 2025–2027 годы содержится идея нового сбора за распространение интернет-рекламы. Согласно документу, дополнительные средства могут быть направлены на реализацию нацпроекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства», а сборы поступят в федеральный бюджет в случае принятия решения о введении налога на рекламу и услуги продвижения в интернете. Реализация нацпроекта намечена на 2025–2030 годы.
Изначально оценка стоимости проекта составляла 1,5 трлн рублей, но к сентябрю 2024 года, когда проект был представлен Григоренко на Восточном экономическом форуме, бюджет увеличился до 2,3 трлн рублей. Больше половины этой суммы необходимо найти во внебюджетных источниках, один из которых могут составить доходы от рекламной индустрии, поясняет Forbes.
По данным Ассоциации развития интерактивной рекламы (АРИР), в 2023 году российский рынок интернет-рекламы достиг исторического максимума, увеличившись на 55% до 807 млрд рублей, при этом вложения в традиционные сегменты составили 427,6 млрд рублей.
По мнению опрошенных Forbes участников рынка и экспертов интернет-отрасли, принятие законопроекта неизбежно скажется на всей индустрии.
«Такие дополнительные сборы, скорее всего, приведут к увеличению стоимости рекламы, что, в свою очередь, скажется на рекламодателях. Это может привести к росту цен на услуги и продукты, так как рекламодатели будут компенсировать дополнительные затраты за счет конечных потребителей», — пояснил управляющий директор по операционной деятельности и развитию интернет-бизнесов Okkam Андрей Молев.
Генеральный директор NMi Digital (NMi Group) Анна Планина считает, что ежеквартальный сбор даже в 2% станет ощутимой статьей расходов для всех участников рынка, так как отрасль уже несет дополнительные издержки за выполнение условий закона о маркировке рекламы.
«Речь идет о немалых суммах. Но если маркировка действительно способствует прозрачности digital-рынка, то в случае введения сбора за распространение интернет-рекламы пока нет понимания, на что в рамках нацпроекта „Экономика данных“ будут потрачены собранные деньги», — отметила она. Планина также добавила, что на данный момент неясно, кто в цепочке распространения интернет-рекламы будет оплачивать сборы.