Железнодорожная госмонополия РЖД добилась повышения тарифов на пассажирские и грузовые перевозки с 1 декабря этого года. Это следует из проекта распоряжения ФАС об индексации тарифов госкомпании на 2025 год, с которым ознакомился «Коммерсантъ».
Согласно документу, стоимость проезда в регулируемом сегменте (плацкарт и общие вагоны) вырастет на 11,6%. В нерегулируемом — купе, СВ и вагоны класса люкс — Федеральная пассажирская компания (принадлежит ОАО «РЖД») также проиндексирует цены на 11,6%.
В свою очередь тарифы на грузовые перевозки вырастут на 13,8%. В них будут включены имеющиеся надбавки, а именно 1,5% на корректировку налогового законодательства, 7% на капремонт и 1% на транспортную безопасность. Также будут проиндексированы тарифы на перевозки контейнеров и минерально-строительных грузов на 5% с 1 января. Тарифы на порожний пробег вырастут на 10%, но это коснется только полувагонов, платформ и крытых вагонов.
В РЖД объяснили повышение тарифов необходимостью исполнения обязательной инвестпрограммы на 2025 год. В частности, средства пойдут на новый подвижной состав: локомотивы и пассажирские вагоны.
Как отмечает «Коммерсантъ», госмонополия добилась индексации тарифов не на уровень потребительской инфляции, а на уровень промышленной. Новый принцип предполагает использование композитного индекса, который будет включать цены промышленности, топлива, электроэнергии и т. д.
У нового способа формирования железнодорожных тарифов есть риски, говорит эксперт Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ Фарид Хусаинов. По его словам, никто извне монополии не сможет проверить, на самом ли деле товары и услуги, чьи цены будут учитываться в композитном индексе, были поставлены или оказаны по минимально возможной цене. Также такой подход создает стимулы для роста расходов, добавил эксперт.
РЖД зависит от динамики других тарифов, и расходы монополии на оплату труда, ремонт и производство подвижного состава растут, говорит президент Центра экономики инфраструктуры Владимир Косой. «Пока не изменится общеэкономический тренд, тарифы будут расти у всех естественных монополий», — подчеркнул он.
Согласно данным Росстата, за первые шесть месяцев 2024 года стоимость проезда в плацкартном вагоне нефирменного поезда дальнего следования выросла на 23% год к году — до 287 руб. в расчете на 100 км пути. Стоимость проезда в плацкартном вагоне фирменного поезда за тот же период увеличилась на 17% — до 401 руб. Проезд в нефирменном купейном вагоне подорожал на 15% — до 438 руб., а в фирменном — на 16% — до 595 руб.
В то же время, по данным РЖД, в январе–июне 2024 года перевозки в поездах дальнего следования выросли на 7% в годовом выражении — до 73,4 млн пассажиров.