Китаизация российского автомобильного рынка — это теперь не только доминирование китайских марок в продажах новых машин. Повышение утилизационного сбора и закрытие каналов ввоза по низким ставкам через страны ЕАЭС привели к тому, что из Китая стали ввозить всё: и подержанные машины, и новые автомобили ушедших из России брендов, произведенные в Китае.
По итогам октября в Россию было импортировано рекордное количество иномарок — 150 600 штук (112 000 новых и 38 600 с пробегом), подсчитало аналитическое агентство «Автостат». Китай к статусу крупнейшего импортера новых автомобилей добавил третье место по поставкам автомобилей с пробегом и быстро увеличивает свою долю в этом сегменте. В октябре, по данным аналитического агентства «Автостат», на него приходилось уже почти 93% ввоза новых иномарок (раньше его доля не превышала 90%), а также 10% ввезенных автомобилей с пробегом. По этому показателю он уступает лишь Японии, откуда в октябре ввезли 60% подержанных машин, и Южной Корее (17%). Япония и Корея поддерживают санкции и ограничивают ввоз мощных (более 2 л) и дорогих (от $50 000) автомобилей, а в Китае таких ограничений нет.
«Китай теперь наше все, через него везут не только китайские бренды, но и Toyota, и BMW, произведенные на китайских заводах», — прокомментировал этот результат гендиректор «Автостата» Сергей Целиков.
Именно благодаря импорту из Китая японская Toyota в прошлом месяце вернулась в топ-10 самых продаваемых в России новых легковых автомобилей. По итогам октября она занимает 9-е место с продажами 3515 штук. Российские потребители очень любят Toyota и охотно берут ее, пусть даже у нее на багажнике теперь иероглифы, говорит Целиков.
Ввоз и продажи иномарок подскочили после того, как как стало известно о намерении властей с 1 октября резко (минимум на 70%) повысить утилизационный сбор на иномарки и дальше индексировать его еще на 20–30% в год вплоть до 2030 г. Импортеры и россияне постарались заранее завезти в страну так много автомобилей, как только смогли. А с учетом того, что утильсбор по старым правилам можно было платить на автомобили, ввезенные в Россию до 15 октября, результаты поставок оказались рекордными за счет тех, кто спешил «запрыгнуть в последний вагон».
При этом возможности, как раньше, сэкономить на таможенном оформлении, доставляя машины из США, Европы, Кореи и Китая через страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — Армению, Казахстан, Кыргызстан и Беларусь — не было. В этих странах можно было или сэкономить на более низких ставках или льготах для инвалидов и многодетных, как, например, в Беларуси, или ввезти автомобиль по заниженной стоимости — так часто делалось в Кыргызстане. Но с 1 апреля вступил в силу новый порядок расчета утилизационного сбора, в который теперь включалась разница в таможенной стоимости и более низких платежах. После этого из ЕАЭС ввозили автомобили только физлица, у которых осталось право заплатить льготный утильсбор на один автомобиль в год — несколько тысяч рублей вместо сотен тысяч или даже миллионов. И доля стран ЕАЭС, в 2022 и 2023 году составлявшая у каждой по 5–10%, снизилась до нескольких процентов.
Вдобавок 1 октября, вместе с повышением утилизационного сбора, появилось требование о том, что платить его по льготной ставке на автомобили из ЕАЭС можно будет только в том случае, если они были растаможены на территории союза не менее чем за год до этого. Так что с апреля ввозить автомобиль через ЕАЭС стало менее выгодно, чем через другие страны, например через Китай. А самая большая доля из всех стран ЕАЭС — у Беларуси, через которую импортировали почти 5% иномарок с пробегом.
Продажи легковых автомобилей в октябре тоже установили рекорд — почти 172 000 автомобилей, на 52% больше, чем годом ранее, и на 15,5% больше, чем в сентябре.