В вопросе об украинском конфликте многие считают позицию Дональда Трампа выгодной для России. Но теперь, когда он должен проявить ее не словом, а делом, в пользу Киева может сработать стремление нового президента США выглядеть победителем, а не лузером.
Владимир Зеленский и европейские лидеры поспешили не только поздравить Трампа с победой, но и обсудить по телефону ситуацию в Украине. Зеленский отметил, что у него состоялся «отличный разговор» с Трампом и они согласились «поддерживать тесный диалог и развивать сотрудничество». «Сильное и непоколебимое лидерство США жизненно важно для всех стран и справедливого мира», — добавил Зеленский.
Телефонные переговоры с избранным президентом США провели также лидеры Франции, Великобритании и Италии. Эммануэль Макрон, разговаривавший с Трампом 25 минут, передал согласованное с канцлером Германии Олафом Шольцем послание, в котором подчеркнул важность «работы с Европой и для нее с целью противостоять общим вызовам». Макрон и Трамп обсудили ситуацию в Украине и на Ближнем Востоке, советник Елисейского дворца назвал разговор «теплой беседой» и «очень хорошим обменом мнениями», напомнив о «близких» отношениях между лидерами во время первого президентства Трампа.
Трамп неоднократно заявлял о своей способности остановить войну в Украине. Его советники обсуждают заморозку конфликта без возврата оккупированных территорий и отказ Украины от вступления в НАТО в обмен на поставки оружия, рассказывали осведомленные источники Financial Times и The Wall Street Journal. Не решено, кто будет обеспечивать безопасность вдоль демилитаризованной зоны в районе нынешней линии фронта, но это не должны быть войска США, настаивают советники Трампа. По их словам, впрочем, он еще не одобрил конкретный план и будет принимать решение лично и в последний момент.
Чтобы решение было не в пользу России, Украине и Европе нужно ему что-то предложить, тем более что Трамп теперь сам будет заинтересован в успешной (с точки зрения окружающего мира) сделке. На кону его эго, а непредсказуемость Трампа — потенциальный ключ к миру в Украине, считает бывший премьер-министр Дании и генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен:
Мы могли бы использовать сочетание непредсказуемости Трампа с его желанием быть победителем и составить из них сильную формулу для продвижения мирного процесса в Украине.
Риск того, что Трамп прекратит военную помощь Украине, есть, считает Расмуссен, но сомневается, что тот попытается принудить украинцев к переговорам о несправедливом, с их точки зрения, мирном соглашении. «Я не думаю, что ему понравится выглядеть лузером. А если заставлять украинцев сесть за стол переговоров, то ваша позиция в начале этого процесса будет слабой», – сказал Расмуссен Politico.
Избрание Трампа может стать «подарком для Кремля», если Зеленский не сможет убедить Трампа принять его точку зрения, считает Орыся Луцевич, руководитель форума по Украине в британском аналитическом центре Chatham House. В Киеве накопилось сильное разочарование постепенным подходом Джо Байдена, и есть надежда, что «ситуация может измениться в пользу Украины», если Трамп перейдет к более интервенционистской политике, говорит она.
В бытность президентом Трамп активнее поддерживал Украину, чем до него — Барак Обама, разрешив, в отличие от демократа, поставлять ей летальное вооружение, которое помогло предотвратить путинский блицкриг в начале войны, напоминает председатель комитета Верховной рады по вопросам внешней политики Александр Мережко. А теперь, когда Трамп снова стал президентом, Украина и вовсе становится для него вопросом успеха или поражения, сказал Мережко The Washington Post:
Он не захочет, чтобы в будущем говорили, будто «при нем» была потеряна Украина. Для него теперь это личное дело, и оно будет одним из маркеров того, станет ли он успешным президентом и войдет в историю или нет.
Геополитическая логика теперь будет выглядеть иначе, и, «будучи бизнесменом, Трамп рассматривает геополитику как обмен по принципу „ты мне — я тебе“», сказал украинскому «Радио NV» бывший министр иностранных дел Павел Климкин. «Украине нужно перестать апеллировать к ценностям и тому подобному, а вместо этого продемонстрировать, что у нас есть и почему мы нужны, — считает член фракции „Европейская солидарность“ Алексей Гончаренко. — А у нас есть: одна из лучших в мире армий, ключевая роль на мировом рынке продовольствия, технологии, в первую очередь военные, и ресурсы».
Украина с сильным современным ВПК и сильной армией может помочь США обеспечить безопасность в Европе, снизить зависимость от Китая и России в секторе критических материалов (у нее есть 20% мировых запасов титана, запасы галлия, германия, кварца, которые нужны для сектора микроэлектроники), сохранить энергетическое влияние в Европе, вторит Анатолий Амелин, сооснователь и директор экономических программ Украинского института будущего.
Европе, от которой Трамп хочет, чтобы она взяла на себя заботы об Украине, тоже нужно сформулировать предложения для него, считает Бруно Тертрэ, замдиректора Фонда стратегических исследований, консультирующего правительство Франции. Лидеры Великобритании, Франции, Германии и Польши должны срочно встретиться, чтобы скоординировать совместную позицию и избежать повторения историй во время первого президенства Трампа, когда некоторые страны пытались договориться с Вашингтоном на двусторонней основе, сказал Тертрэ WSJ:
Если этот удар не заставит Европу взять себя в руки, то я не знаю, что тогда сможет.
Правда, в ряде стран Европы опасаются, что Шольц будет готов пойти вместе с Трампом на мирное соглашение, которое подорвет суверенитет Украины, отмечает WSJ: он пытается позиционировать себя как «кандидата мира», и это важно в свете распада правящей коалиции и возможных скорых выборов. Но Фридрих Мерц, лидер оппозиционного Христианско-демократического союза, которому опросы сулят победу, занимает более жесткую позицию. Он даже заявлял, что при определенных условиях готов передать Украине дальнобойные ракеты Taurus, что Шольц делать категорически отказывался.