Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

Мифы кинофильма «Чапаева», или Что понравилось Сталину

Вышедший ровно 90 лет назад на экраны СССР фильм «Чапаев» режиссеров-однофамильцев Сергея и Георгия Васильевых заслуженно считается шедевром отечественного и мирового кинематографа. Однако, как и в любом художественном кино, в нем немало авторского вымысла, противоречащего исторической действительности, – в том числе в ключевых сценах.
Борис Бабочкин в роли Чапаева (слева) и сам Василий Чапаев (Чепаев)
Борис Бабочкин в роли Чапаева (слева) и сам Василий Чапаев (Чепаев) Коллаж автора

70 лет назад, 7 ноября 1934 г. в кинотеатрах и клубах Советского Союза начался показ кинофильма однофамильцев (а не братьев, как иногда указывается в титрах) Георгия и Сергея Васильевых «Чапаев». Дата была выбрана неслучайно.

Решающий просмотр картины в Кремле состоялся 4 ноября. Руководитель советского кино Борис Шумяцкий писал после:

«Начиная с первой сцены «А как думает комиссар», стала складываться положительная оценка… Когда лента заканчивалась, И. В. (Сталин — Авт.) поднялся и, обращаясь ко мне, заявил: „Вас можно поздравить с удачей. Здорово, умно и тактично сделано. Хорош и Чапаев, и Фурманов, и Петька. Фильм будет иметь большое воспитательное значение. Он хороший подарок к празднику“. При представлении И. В. и другие хвалили работу как блестящую, правдивую и талантливую… С. Васильев на это ответил благодарностью, заявив, что они, делая ленту, сильно волновались… Теперь рады, что их усилия не прошли даром».

Сталин, по инициативе которого в фильме появилась фигура Анки-пулеметчицы, мог быть доволен: фильм показал, как самородок, умеющий правильно расставить верных людей, может победить профессионала.

Авторский сценарий, где реальные события сочетались с вымыслом, воспринимался многими зрителями как реальная картина войны, хотя многие ключевые эпизоды фильма, мягко говоря, не соответствуют историческим событиям Гражданской войны на Восточном фронте.

Их там не было

Ставший хрестоматийным эпизод «психической атаки» каппелевцев под Уфой — один из них. На рубеже реки Белая полки Белой армии (такой исторический каламбур) продемонстрировали после быстрого отхода высокую боеспособность: упорное сопротивление и могло породить легенды об офицерских полках в черных мундирах и «каппелевцах». До лета 1919 г. в армии адмирала Александра Колчака не было «цветных» дивизий по образцу Вооруженных сил Юга России. Его офицерские подразделения не превышали батальона. «Черные мундиры» контратаковавших, отмечают уфимские историки, могли появиться благодаря одному-единственному подразделению: в 4-м Уфимском корпусе действовала инструкторская школа для подготовки унтер-офицеров и младших офицеров. Одну из ее рот укомплектовали выпускниками реальных училищ, продолжавшими носить свои кителя и брюки. Сотня или полторы 17–18-летних мальчишек могла до одного полечь от огня чапаевцев и породить легенду об офицерских полках.

3-й Волжский корпус под командованием генерала Владимира Каппеля под Уфой не воевал и не был элитой белой армии. Волжская бригада, ставшая его основой, насчитывала в январе 1919 г., после тяжелейших полугодовых боев в Поволжье и Предуралье, около 3500 человек. Корпус пополняли пленными красноармейцами, солдатами и офицерами из запасных полков, а также мобилизованными жителями Тюменской губернии, не видевшими советской аграрной и продовольственной политики и неустойчивыми к агитации красных. К моменту выхода на фронт корпус насчитывал более 24 000 человек: на одного добровольца приходилось 6–7 мобилизованных. Внушительная их прослойка сохранилась только в артиллерии и в кавалерийской бригаде. В начале мая, вскоре после выхода на фронт, к красным перешел 10-й Бугульминский полк 3-й Симбирской дивизии. Рассыпался и частично перешел к красным 49-й Казанский полк. Такими и оказались в 1919 году реальные, а не вымышленные «каппелевцы».

Но если говорить правду, пришлось бы признаться, что осенью и зимой 1919 г. наиболее прочными в Белой армии Восточного фронта были Ижевская и Воткинская дивизии, сформированные из рабочих одноименных заводов. Готовы ли были сообщить такое массовому зрителю партийные кураторы советского кино — вопрос риторический. Куда удобнее и идеологически вернее было показать каппелевский полк, в первой шеренге которого гордо дефилировал один из режиссеров Георгий Васильев.

Не впереди и не на боевом коне

Кульминация эпизода — контратака чапаевцев, которую начдив Чапаев возглавляет «впереди на лихом коне». Этот легендарный образ также выдумка режиссеров и сценаристов. Чапаев был трижды ранен на фронте Первой мировой войне. У него было перебито сухожилие на правой руке, что не позволяло ему управлять лошадью. Осенью Василий Чепаев (так его фамилия писалась в документах 1918–1919 гг.) в одном из рапортов, приведенном в книге историка Владимира Дайнеса «Гений обороны и наступления» писал:

«Пешком по всему фронту я ходить не могу, верхом мне ездить невозможно. Как вам известно, у меня вышиблена рука и порваны жилы, управлять лошадью не могу, а полки стоят очень далеко и во время действий мне необходимо как командиру быть при них. Поэтому прошу выслать мне для дивизии и для дела революции один мотоциклет с коляской, 2 легковых автомобиля, 4 грузовика для подвозки снабжения».

Сначала Чапаеву выделили «Паккард», но тот оказался слишком тяжелым для проселочных дорог, поэтому впоследствии его заменили на «Форд».

Бесшумные копыта

Наконец, один из завершающих эпизодов фильма — нападение уральских казаков на станицу Лбищенск, где находился штаб 25-й чапаевской стрелковой дивизии, завершившееся гибелью Чапаева. В кинофильме Чапаев метким броском гранаты поражает броневик противника, демонстрируя высокую выучку и удаль. Но и этот эпизод — вымысел Васильевых, поддержанный их консультантами.

Удар по Лбищенску нанесла 2-я кавалерийская дивизия полковника Тимофея Сладкова при поддержке Позняковского пехотного полка. Группа под командованием опытного генерала Николая Бородина насчитывала около 1200 человек, 9 пулеметов и два орудия. Казаки стремились действовать максимально скрытно, обмотали копыта лошадей тряпками или мешками, в колонне запретили курить. Дневки устраивались в глубоких впадинах, охранявшимися хорошо замаскированными дозорами. Безрезультатные поиски летчиков и спокойная в целом обстановка на путях сообщения укрепили уверенность Чапаева в безопасности Лбищенска. Он вместе с соратниками недооценил возможность внезапного удара противника и не создали значительных резервов, способных отразить его.

«Если бы при нападении на станицу, занятую штабом Чапаева, использовались бронемашины как показано в фильме, у казаков ничего бы не вышло: они лишились бы внезапности — главного компонента успеха рейда. Красные заставы и посты издалека услышали бы шум моторов, подняли тревогу»,

— пишет историк Павел Аптекарь в биографии Чапаева, изданной в серии «Жизнь замечательных людей».

*** 

Это лишь некоторые несостыковки киношедевра с исторической действительностью, но разве массового зрителя исторических фильмов, в том числе «снятых на основе реальных событий», интересуют такие подробности?

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку