Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Более 50 тысяч отслуживших срок лифтов решили не менять из-за отсутствия денег

Фотобанк Moscow-Live / flickr

Минстрой насчитал 575 тысяч лифтов, которые нужно обновить в домах, включенных в программы капитального ремонта. У 64 тысяч из них срок годности истекает уже в феврале 2025 года, еще у 56 тысяч — в течение ближайших пяти лет. В ведомстве подсчитали, что суммарно на их замену потребуется 406,5 млрд рублей. Из-за высоких трат и большого объема работ Минстрой решил отказаться от обновления этих лифтов и продлить сроки их эксплуатации еще на 5 лет, пишут «Известия».

Поправки предлагается внести в технический регламент «Безопасность лифтов» и оговорить их на уровне Евразийской экономической комиссии ЕАЭС. Там сообщили, что рассмотрят предложение в ноябре.

Окончательное решение о продлении сроков эксплуатации лифтов будет принимать Ростехнадзор после технического обследования. По его заключению либо заменят отдельные узлы агрегата и их компоненты, либо оставят все, как есть, еще на 5 лет, если состояние соответствует требованиям безопасности. Замена будет производиться только в крайних случаях, когда ничего больше сделать нельзя.

В Минстрое также сообщили, что вместе с парламентом прорабатывают вопрос о создании в России официальных дилерских центров для отечественных заводов, которые производят лифты. На них хотят возложить ответственность за работы по монтажу, обслуживанию и ремонту соответствующего оборудования.

Комментируя инициативу Минстроя, производители лифтов предупредили, что делают продукцию с расчетом на определенный срок эксплуатации и, хотя некоторые агрегаты действительно могут служить дольше, лучше всего их полностью заменять, в том числе из-за отсутствия деталей, которые для старых моделей уже не выпускаются. 

Директор чебоксарского лифтостроительного завода «Эльбрус» Юрий Никитин подчеркнул, что если затянуть с заменой, «самое безобидное, что может ждать пассажиров, — это ежедневные прогулки по лестнице в ожидании починки лифта или застревание в нем и ожидание обслуживающей организации». Он также отметил, что ремонт приведет к дополнительным затратам ТСЖ, УК и обслуживающих компаний и эти расходы впоследствии могут лечь на плечи жителей домов. Кроме того, непонятно, кто будет брать ответственность за дальнейшую эксплуатацию лифтов, которые начнут выходить из строя, добавил Никитин.

Глава отдела бизнес-аналитики и мониторинга рынка Щербинского лифтостроительного завода Юрий Лядунов заявил, что замена лифтов — это вопрос безопасности и сейчас как раз «тот момент, когда без принятия конкретных мер эту ситуацию решить невозможно». К тому же уровень комфорта новых лифтов «несравнимо выше», добавил он. Эксперты также рекомендуют везде установить улавливатели на случай возможного падения кабины.

В конце сентября зампред Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева рассказала, что Ростехнадзор обсуждает продление эксплуатации около 140 тысяч старых лифтов, поскольку заменить их все в срок, к 15 февраля 2025 года, не получится. Она добавила, что это самая расходная статья капремонта и на починку одного лифта требуется больше 3 млн рублей.

Лифты и запчасти к ним резко подорожали после введения санкций против России из-за войны в Украине и ухода из страны крупных производителей: Otis, Kone, Schindler и TKE. Если до 2022 года соответствующее оборудование стоило около 1,2 млн рублей, то сейчас цены доходят до 2,5 млн рублей, говорил технический эксперт Национального лифтового союза Алексей Заточкин.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку