Европейские лидеры поспешили уверить победившего на выборах Дональда Трампа в своей готовности сотрудничать с ним ради, как выразился президент Франции Эмманюэль Макрон, «большего мира и процветания». Но за фасадом быстрых поздравлений скрывается боязнь раскола по многим вопросам — от торговли и экологической политики до поддержки Украины и сохранения НАТО.
Новая динамика
«Мне страшно», — сказал Financial Times высокопоставленный чиновник ЕС, участвующий в мероприятиях блока по подготовке ко второму президентству Трампа. Второй высокопоставленный госслужащий ЕС добавил, имея в виду обещание Трампа ввести импортные пошлины в размере 10–20% на все импортируемые в США товары и его негативное отношение к продолжению поддержки Украины:
Для торговли это будет плохо. И Украина в большой беде.
Трамп неоднократно уверял, что еще до своего вступления в должность прекратит войну в Украине «за 24 часа», не объясняя, как этого можно добиться. При этом он и его вице-президент Джеймс Вэнс критически высказывались о финансировании военных поставок. В конце сентября во время визита Владимира Зеленского в США Трамп назвал его «величайшим продавцом в истории», который «каждый раз уезжает [из США] с $60 млрд».
Зеленский одним из первых поздравил Трампа с победой, написав: «Мы с нетерпением ждем наступления эры сильных Соединенных Штатов Америки под решительным руководством президента Трампа. Мы рассчитываем на неизменную сильную двухпартийную поддержку Украины в Соединенных Штатах». Давид Арахамия, лидер фракции правящей партии «Слуга народа» в Верховной Раде, также постарался выглядеть оптимистично, сказав FT:
Ощущения ОК, много вызовов, но, определенно, наступает новая динамика.
«Трамп хочет быть успешным президентом, а это означает, что Украина должна стать для него историей успеха, а не провала», — добавил председатель комитета Рады по вопросам внешней политики Александр Мережко.
Но чтобы перетянуть Трампа на свою сторону, Киеву придется очень постараться, признают члены правительства Украины и их советники. Многие военные «боятся, что поддержка [США] прекратится и мы по крайней мере потеряем Донбасс», говорит представитель вооруженных сил. По словам советника Минобороны, «поддержка США — это вопрос жизни и смерти, нам нужно убедить Трампа быть с нами».
Другой советник ВСУ оценивает ситуацию «более пессимистично», чем политические лидеры, если ориентироваться на их публичные заявления. Вместе с тем, отмечает он, «некоторые люди считают, что его нешаблонный подход — это единственное, что может принести хоть какой-то результат».
Все может быть еще хуже, опасается советник украинского правительства: «Трамп может столкнуть весь мир в эпоху хаоса».
Новые возможности
В Москве высказывают осторожные надежды на сближением с Трампом. США имеют возможность изменить подход к военному конфликту в Украине и поспособствовать его завершению, заявил пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков. А зампред Совета безопасности Дмитрий Медведев написал в своей манере, что у Трампа есть «одно полезное качество» для России — он не любит тратить деньги на «придурковатых союзничков», среди которых находится и Украина.
Гендиректор Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев, который пытался наладить отношения с Белым домом, когда Трамп занял его первый раз в 2016 г., сказал FT, что «продемонстрированные им и его командой уникальные сила и выдержка открывают новые возможности для перезагрузки отношений между Россией и Соединенными Штатами».
Шанс для Европы
Победа Трампа заставляет некоторых полагать, что у лидеров Старого Света появился шанс взять себя в руки и заняться укреплением Европы, меньше полагаясь на помощь США.
Манфред Вебер, лидер Европейской народной партии, крупнейшей в Европарламенте, уже заявил, что Евросоюз должен создать собственные вооруженные силы, включая независимую от США систему противовоздушной обороны. «После смены Трампа на Байдена в 2020 г. Европа снова отступила и проявила слишком мало амбиций. Теперь нам нужно собраться и действовать еще лучше, — сказал он FT. — США перестраиваются, мы вступаем в новую эру. Возможно, Байден войдет в историю как последний настоящий трансатлантический президент».
Макрон, поздравив Трампа в первом твите, во втором сообщил, что общался с канцлером Германии Олафом Шольцем и они договорились вместе работать над созданием «более единой, сильной и суверенной Европы в новом контексте». Французский министр по делам Европы Бенджамин Хаддад еще перед оглашением результатов выборов в США сказал Politico, что европейским странам необходимо наращивать военный потенциал:
Мы не можем позволить избирателям в Висконсине решать вопросы европейской безопасности. Это наша европейская безопасность. Мы должны быть способны поддержать [украинцев], каким бы ни был результат [выборов].
По словам Михаэля Линка, координатора трансатлантического сотрудничества в правительстве Германии, переизбрание Трампа означает, что необходимо укреплять и ЕС, и европейскую составляющую НАТО. «Мы не можем просто пассивно ждать, что сделает Трамп или что сделает Путин… Мы должны стать сильнее, — сказал он в эфире немецкого радио. — Мы должны четко дать понять, чего ждем от США — что они должны выполнять свои обязательства в рамках НАТО. И что если они перестанут поддерживать Украину, то это в итоге лишь поможет Китаю. Если Россия победит в Украине, Китай тоже выиграет».
Европа больна: Германия и Франция, как и отношения между ними, переживают политический кризис, слабые лидеры не могут решить серьезные проблемы, связанные с экономической стагнацией, бюджетом и иммиграцией, пишет Муджтаба Рахман, директор европейской практики Eurasia Group. Шок от победы Трампа может оказаться как раз тем, что позволит ей взять себя в руки, считает он: вернуться к идее выпуска общих облигаций для финансирования оборонных и иных критически важных расходов; стимулировать инвестиции и конкуренцию; договориться с Великобританией о сближении политик, в том числе в сфере обороны обеспечения безопасности.