Оператором остановленного завода оценочной стоимостью около $25 млрд и владельцем всех активов является ООО «Арктик СПГ-2», совместное предприятие «Новатэка» (60%), французской TotalEnergies (10%), китайских компаний CNPC (10%) и CNOOC (10%), а также Japan Arctic LNG — японского консорциума в составе Mitsui и JOGMEC (10%).
Это третий в России крупный проект СПГ. Не считая двух маленьких предприятий на Балтике, сейчас на экспорт работают заводы проекта «Сахалин-2» мощностью 10 млн тонн в год и «Ямал СПГ» мощностью 20 млн тонн. На предприятии введены в строй две из трёх запланированных технологических линий по сжижению газа производительностью по 6,6 млн тонн в год каждая. Строительство третьей линии стало невозможным из-за санкций.
Неприятности для этого направления российской газовой промышленности начались в ноябре 2023 года, когда «Арктик СПГ-2» попал в американский SDN-лист — «черный список» партнеров для компаний США. Опасаясь вторичных санкций, партнёры проекта объявили форс-мажор, прекратили сотрудничество с «Новатэком» и аннулировали все контракты на закупку газа с этого завода. Ушли фирмы, отвечавшие за поставку оборудования и услуг.
В июне этого года последовал новый санкционный удар — на этот раз фатальный. США запретили сотрудничество со всеми новыми проектами СПГ в России: «Мурманск СПГ», «Обский СПГ», «Мурманск-трансгаз», «Арктик СПГ-3», «Арктик СПГ-1». Под санкциями оказались практически все суда-газовозы арктического класса, которые были заказаны для «Арктик СПГ-2» в России и Южной Корее. Кроме этого, американцы объявили санкции против двух станций по перевалке СПГ в Мурманской области и на Камчатке, а заодно и против мурманского завода по строительству технологических линий по сжижению газа. Под санкциями оказалась и попытка «Газпрома» построить завод по сжижению газа в Усть-Луге.
Нельзя сказать, что «Новатэк» не пытался обойти санкции. Отчаянно пытался. За границей неожиданно появилось несколько фирм, которые стали скупать подержанные суда-газовозы неледового класса. Судя по всему, оператор проекта хотел наладить отгрузку СПГ с Гыданского полуострова хотя бы в летний период навигации, а контрабандные перевозки скрывать путем маскировки судов и перевалки груза в открытом море. Несколько таких тайных рейсов состоялись, но груз покупателей не нашёл.
«Арктик СПГ-2» шансов на коммерческую эксплуатацию не имеет.
Достигли ли эти санкции цели, сформулированной инициаторами запретов, то есть смогли ли они повлиять на ход войны России против Украины? Предполагалось, что российский режим, теряющий солидный источник доходов от экспорта сжиженного газа, не сможет в полной мере финансировать свою агрессию.
Однако немедленного эффекта от станционного удара по заводам и терминалам СПГ не было.
Дело в том что «Арктик СПГ-2», как и его предшественник «Ямал СПГ», действует в специальном налоговом режиме. В течение 12 лет с начала работы эти предприятия освобождены от уплаты налога на добычу полезных ископаемых и экспортной пошлины на газ, а также от других сборов — таких, как импортная пошлина на ввозимое оборудование и так далее. Сжиженный газ, который с Ямала поступает сейчас в Европу, принадлежит не России, а компании «Новатэк» и её французским и китайским партнерам.
Российский бюджет не получает от этих проектов ничего. Наоборот: за государственный счет строятся и обслуживаются терминалы по отгрузке газа, углубляются фарватеры у этих терминалов, осуществляется ледокольное сопровождение судов… Сплошные расходы вместо доходов. Можно даже сказать, что санкции позволили российскому бюджету сэкономить на таких издержках и направить освободившиеся средства на войну.
Это дало наблюдателям повод предположить, что санкции против заводов СПГ на самом деле имели другую цель, а именно — убрать с рынка российских конкурентов американского сжиженного газа.
Однако, как и для большинства международных санкций, нацеленных на Россию в связи с войной, эффект их воздействия чаще всего долгосрочный, а не сиюминутный.
Помнится, в январе 2021 года вице-премьер Александр Новак заявлял, что к 2035 году в стране может быть построено более десяти новых заводов по сжижению газа, что должно было увеличить производство СПГ до годовых объёмов в диапазоне от 80 млн до 140 млн тонн по сравнению с нынешними 30 млн тонн. На показатель 65 млн тонн Россия должна была выйти уже в 2024 году, считал Новак.
Все планы развития этого бизнеса сорваны.
Поставщики СПГ на мировой рынок — а ведущими игроками на этом рынке остаются компании США, Катара и Австралии — могут не опасаться конкуренции со стороны газа из России в течение как минимум двух или трёх десятилетий. Если экспорт российского трубопроводного газа угробило само кремлевское руководство, попытавшееся превратить поставки энергоносителей в инструмент политического шантажа, то перспективы развития отрасли СПГ похоронены войной и санкциями.