Продажи новых легковых автомобилей в октябре установили рекорд: за месяц продано 184 698 легковых и легких коммерческих автомобилей. Это почти на 52% больше, чем в октябре прошлого года, и на 17% больше, чем в сентябре, сообщил Минпромторг со ссылкой на данные компании «ППК» – совместного предприятия аналитического агентства «Автостат» и оператора системы регистрации автомобилей «Электронный паспорт». Данные Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ, у нее иная методика подсчета) свидетельствуют, более высокие месячные продажи автомобилей были лишь однажды – в декабре 2014 года (270 700 штук).
Участники рынка и независимые эксперты предполагали нечто подобное. Бурный рост продаж вызван стремлением купить машины, пока они не подорожали из-за резкого повышения утилизационного сбора на иномарки с 1 октября. Причем ожидается не только рост цен на сами машины, но также повышение ставок по автокредитам вслед за ключевой ставкой ЦБ, объяснял гендиректор «Автостата» Сергей Целиков. Люди брали кредиты даже под 20%, понимая, что дальше и автомобили будут дороже, и ставки выше, говорил он.
Импортеры перед повышением утильсбора постарались ввезти такой большой запас автомобилей, какой только смогли. Поставки китайских марок за январь-сентябрь выросли почти на 35% до $10,9 млрд, из них на $1,8 млрд было ввезено в сентябре – это самый высокий месячный показатель за всю историю, свидетельствуют подсчеты на основе таможенной статистики Китая.
Эти запасы позволяют повышать цены плавно – на несколько процентов в месяц, а не скачком, как пришлось бы, если в салонах продавались бы только автомобили, ввезенные по новым ставкам утильсбора, которые не менее чем на 70% выше действовавших ранее, объясняли автодилеры. Например, размер утильсбора на автомобили с двигателями от 1 до 2 литров, составлявший 300 600 рублей, вырос на 256 000 рублей, то есть на 8,5% от средней стоимости нового легкового автомобиля в стране, а с нового года переплата достигнет 366 800 рублей, то есть превысит 10% средней стоимости. На новые машины с двигателем от 2 литров сбор увеличился на 700 000 рублей, до 1,56 млн руб.
Но замедление уже началось. Высокий результат октября объясняется продажами первых недель, говорят сотрудники трех дилерских компаний: уже в середине месяца сделок стало заметно меньше, как и выдач автокредитов. Скоро кредитование сожмется еще сильнее: с ноября вступили в действие ограничения Центробанка на автокредитование. Дилеры утверждают, что в конце октября продажи китайских марок были уже меньше, чем в сентябре, в это время в плюсе была только Lada, на которую повышения утильсбора не распространяется. «АвтоВАЗ» сообщил, что его продажи в октябре выросли на 3,3% по сравнению с сентябрем и на 4,8% в годовом выражении до 42 875 легковых и коммерческих автомобилей. Дальше рынок продолжит замедление, опасаются дилеры.
Повышение неизбежно коснется всех видов техники, поэтому их тоже закупали впрок. Так, продажи легковых автомобилей выросли на 15% к сентябрю и на 51% к прошлому октябрю, до 168 483 легковых автомобилей, а продажи LCV по сравнению с сентябрем подскочили на 41%, а к прошлому году — на 54%, до 16 215 штук, грузовиков – на 2% и 31% соответственно, до 13 015 штук, сообщил Минпромторг. Сильнее всего по сравнению с сентябрем увеличились продажи автобусов – на 78%, до 1803 штук, тогда как к прошлому году рост составил 56%.