В России могут ограничить число компаний, которым будет разрешено поставлять в страну товары из иностранных интернет-магазинов. Соответствующее решение продвигает «Почта России». Это следует из письма национального почтового оператора главе Минцифры Максуту Шадаеву и главе Минэкономразвития Максиму Решетникову, с которым ознакомился РБК.
В письме напоминается, что в августе этого года Россия ратифицировала изменения Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ЕАЭС), которые предполагают создание реестра операторов электронной торговли. В него должны быть включены компании, осуществляющие таможенное декларирование товаров из зарубежных интернет-магазинов.
«Почта» предлагает включать в реестр только тех операторов, у которых на всей территории России есть помещения для хранения, доставки, приема и выдачи товаров. Также компании должны быть подключены к единой системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) для обмена данными с МВД. На лицевом счете компании-оператору необходимо иметь неснижаемый остаток авансовых платежей в размере не менее 3 млн евро. При этом уставной капитал претендента на включение в реестр не должен быть менее 100 млн руб.
В документе говорится, что предложения «Почты» обсуждались на стратегической сессии правительства по развитию компании до 2030 года в конце сентября. Присутствовавший на встрече премьер-министр Михаил Мишустин поручил проработать вопрос повышения доли «Почты» на рынке трансграничной электронной торговли.
Согласно данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) и «Сбера», по итогам 2023 года сегмент трансграничной торговли вырос на 11,3%, до 197 млрд руб., но его доля в общем объеме рынка e-commerce снизилась с 4 до 3%.
При этом у «Почты» объемы международных почтовых отправлений с импортными товарами упали с 311,3 млн штук в 2018 году до 88,6 млн штук в 2023-м. В первой половине текущего года их количество составило 31,7 млн штук, а доля на рынке логистики для трансграничной электронной торговли сократилась с 99% в 2018 году до 50% в 2024-м и продолжает падать.
Инициатива «Почты» значительно снизит конкуренцию на рынке и отразится на ценах и качестве услуг, поскольку не все игроки будут соответствовать предлагаемым критериям, заявили РБК участники рынка. В Ассоциации трансграничной электронной торговли и экспресс-доставки (АТЭД) заявили, что предложение противоречит антимонопольному законодательству. Там указали, что сейчас доставка заказов из интернет-магазинов распределена примерно поровну по 70 млн отправлений в год между «Почтой» и экспресс-перевозчиками (12 компаний, включенных в реестр ФТС). Ранее предполагалось, что после вступления в силу изменений Таможенного кодекса все компании получат статус оператора электронной торговли.
«Полагаем, что в случае установки избыточных требований существует риск исчезновения с онлайн-витрины иностранных товаров, которые пользуются популярностью у покупателей в России», — прокомментировали инициативу «Почты» в Wildberries.