Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

«Бюджет ориентирован на выгребание доходов». Россиянам посоветовали готовиться к новому витку повышения налогов

duma.gov.ru

Российские власти в ближайшие годы продолжат повышать налоговую нагрузку на граждан и бизнес, чтобы наполнить военный бюджет и оплатить нацпроекты Владимира Путина, предупреждают опрошенные Reuters экономисты крупных банков и инвесткомпаний.

В 2022–2024 гг. правительство уже повышало НДПИ на нефть и газ, вводило для крупного бизнеса «налог на сверхприбыль» и курсовые пошлины. А в 2025 году стартует крупнейшая за десятилетия налоговая реформа: повышается налог на прибыль, вводится дифференцированная шкала НДФЛ, а кроме того, растут пошлины и акцизы, в том числе на топливо. По расчетам Минфина, это принесет в бюджет 3,6 трлн рублей в следующем году и почти 15 трлн — за 6 лет.

Но и это не предел, поскольку расходные аппетиты бюджета растут стремительно, а зависимость от цен на нефть сохраняется, считает Наталия Орлова, главный экономист Альфа-банка. «Если не в 2025-м, то в ближайшие годы вновь встанет вопрос о том, где взять дополнительные доходы», — прогнозирует она.

Вероятность дальнейшего повышения налоговой нагрузки в среднесрочной перспективе считают высокой аналитики «Т-банка». А старший инвестиционный консультант УК «Альфа-Капитал» Андрей Климюк считает, что новые налоговые инициативы появятся уже в следующем году.

Об этом свидетельствует заложенное в бюджет снижение доли нефтегазовых доходов с 33% сейчас до 27% в следующем году и 23% — к 2027-му, объясняет Климюк: недостаток сырьевой ренты власти будут компенсировать за счет других секторов.

Наиболее остро вопрос поиска денег, скорее всего, встанет в 2026-27 гг, когда наступит срок оплачивать новые «национальные проекты», с которыми Владимир Путин вышел на шестой срок. Дело в том, что их финансирование в значительной части сдвинуто на 2028-30 гг, обращает внимание главный экономист ВЭБа Андрей Клепач: «Надо будет искать возможности, <...> иначе под риском будут находиться целевые параметры».

«Бюджет не был никогда так фискально ориентирован на выгребание доходов отовсюду, откуда возможно, как в последнее время», — замечает Евгений Надоршин, экономист «ПФ-Капитала».

Помимо прямых налогов власти вводят косвенные: в 2025 году резко вырастут тарифы ЖКХ для граждан (в среднем на 11,9%), будут повышены тарифы на железнодорожные перевозки, кратно вырастут пошлины за обращение в суд и штрафы за проезд по платным дорогам.

«Поскольку конфликт явно переходит в затяжную фазу, начинается противостояние выносливости экономик. Российская экономика выглядит как боец в очень легком весе против как минимум двух супертяжеловесов — размер американской и европейской экономик колоссально превосходит размеры российской. И в этих условиях каждая копейка имеет ценность. Поэтому мы видим и рост налогов, и борьбу за собираемость», — объясняет Надоршин.

По его прогнозу, наполнять бюджет также будут за счет перераспределения собственности — в частности, с помощью конфискации активов, которые передаются госкорпорациям за «взнос».

В бюджет будущего года, где каждый третий рубль будет потрачен на войну, а в сумме 40% финансирования достанется силовым структурам, правительство заложило рост доходов на 4,2 трлн рублей. В 2026 налоговые сборы должны увеличиться еще на 1,5 трлн рублей, а в 2027-м — на дополнительные 1,3 трлн.

С начала войны доходы бюджета уже выросли на 60%. Но хотя власти уже не первый год повышают налоговую нагрузку, а высокая инфляция помогает казне получать дополнительные деньги, правительству приходится сокращать расходы практически по всем направлениям для того, чтобы финансировать продолжение боевых действий в Украине, констатирует бывший зампред ЦБ РФ Сергей Алексашенко.

В бюджете-2025 под нож отправятся социальные расходы (–10%), траты на поддержку регионов (–10%), а также крупнейшие проекты здравоохранения, в том числе финансирование борьбы с раком и модернизации клиник и больниц.

Финансирование госпрограммы «Развитие образования» снизится на 11% до 589 млрд рублей. Траты на детский отдых и оздоровление сократятся более чем в четыре раза — до 16 млрд рублей. Каждый третий рубль финансирование потеряет проект модернизации сферы социального обслуживания (16,5 млрд рублей).

«Фактически чиновники, принимающие федеральный бюджет, прямым текстом говорят, что никакой дальнейшей поддержки развития из бюджета не ожидайте, — описывает ситуацию Надоршин. — Декларация у бюджета такая: я давать вам больше не буду, я у вас заберу. А тратить я буду на то, что считаю важным, а важно два направления: геополитические расходы и долг. Ну, а все остальное — как получится».

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку