Проект «единой валюты БРИКС», который в 2022 году предложила Москва, обещая покончить с гегемонией доллара и «диктатом» его «хозяев» в лице США, закончился фиаско.
В настоящий момент введение единой валюты на уровне блока «не рассматривается», поскольку страны БРИКС к ней «не готовы», сообщил в пятницу президент Владимир Путин.
Проект «не созрел», подчеркнул он на встрече с представителями СМИ стран — членов БРИКС. «Экономики по своей структуре, по эффективности, они должны быть примерно равноценными, иначе мы столкнемся с теми проблемами, которые возникли в том же Евросоюзе», — цитирует Путина «Интерфакс».
Президент добавил, что вместо единой валюты теперь Россия предлагает торговать в национальных валютах, использовать «электронные инструменты», а также создать аналог SWIFT — альтернативную доллару мировую системы платежей.
О намерении создать «международную резервную валюту» на основе корзины валют БРИКС сам Путин заявил в июне 2022 года. Он обвинил власти Запада в «безответственной» макроэкономической политике, включающей «запуск печатного станка, бесконтрольную эмиссию и накапливание необеспеченных долгов».
Глава МИД РФ Сергей Лавров спустя полгода заявил, что проект единой валюты будет обсуждаться на саммите БРИКС в ЮАР. «Серьезные, уважающие себя страны прекрасно понимают, что поставлено на карту, — доказывал он. — Они видят недоговороспособность хозяев нынешней международной валютно-финансовой системы и хотят создавать свои механизмы для обеспечения устойчивого развития, которое будет защищено от диктата извне».
Зампредседателя Госдумы Александр Бабаков на форуме в Нью-Дели в марте 2023 года предлагал обеспечить валюту БРИКС «реальными ресурсами, в том числе землей и редкоземельными металлами», чтобы она выгодно отличалась от доллара и евро, которые, по словам депутата, «не обеспечены ничем».
Но убедить коллег по БРИКС Кремлю не удалось. Первыми идею забраковали власти ЮАР. «Экономика очень сложна» и поэтому не стоит «предполагать, что эта идея будет работать», заявила в мае 2023 года министр иностранных дел республики Наледи Пандор.
В июле того же года валютный проект Путина отвергла Индия, министр финансов которой Субраманьяма Джайшанкара отказался даже обсуждать проект в рамках саммита БРИКС. Индия сосредоточена на укреплении своей национальной валюты, рупии, и оно будет главным приоритетом индийского правительства, пояснил министр.
Проблемы возникли и у Банка развития БРИКС, который, по задумке, должен был стать оператором валютного проекта Путина. На две трети зависимый от долларового финансирования, после начала войны банк оказался отрезан от рынков капитала, став токсичным в глазах инвесторов из-за участия России, которая владеет 20% банка.
При этом банк БРИКС полностью соблюдает введенные против РФ санкции, говорила ранее его глава Дилма Русеф. Она добавила, что банк больше не инвестирует в Россию и не планирует этого делать.