Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Челноков отправили в Сибирь и на Кавказ. Люксовые товары попадают в Россию через региональные аэропорты

Участники рынка говорят, что таможенники в столичных аэропортах стали экспертами по ювелирным изделиям
Участники рынка говорят, что таможенники в столичных аэропортах стали экспертами по ювелирным изделиям Людмила Пахомова / ТАСС

Доставка санкционных люксовых товаров в Россию перемещается в региональные аэропорты, рассказали The Moscow Times предприниматели, занимающиеся неофициальными поставками дорогой одежды, техники, аксессуаров и драгоценностей. Самыми популярными точками для ввоза предметов роскоши из-за границы становятся аэропорты Сургута, Тюмени, куда сейчас прилетают прямые рейсы из Объединенных Арабских Эмиратов, признались четыре таких челнока. Также большой поток идет через Махачкалу и Грозный, но там в основном работают курьеры из местных жителей, челноки славянской внешности чаще привлекают внимание таможенников.

Сплошная контрабанда

Весь мужской и женский ювелирный люкс — от эксклюзивных изделий Cartier, Bvlgari, Chopard, Breguet, Patek Philippe ценою в сотни тысяч долларов до сравнительно бюджетных серебряных украшений Tiffany за несколько сотен долларов, а также одежда, обувь, сумки самых любимых в России премиальных брендов — Louis Vuitton, Chanel, Hermes, Prada, Dior, Gucci и прочих попадают в страну по неофициальным каналам — в чемоданах и сумках байеров, напоминает одна из них, гражданка Казахстана. За последние два года она переквалифицировалась из администратора офиса в Астане в постоянного клиента самых престижных парижских бутиков. Там она, по собственном словам, ежемесячно делает покупки более чем на 100 000 евро — и потом переправляет купленное своим VIP-клиентам в Россию.

Сами они сейчас по большей части невыездные и официально купить любимые предметы роскоши не могут, ведь еще весной 2022 года ЕС, США и их союзники ввели санкции на экспорт люксовых товаров в Россию, причем в ЕС граница роскоши в большинстве категорий составляет всего 300 евро, а в США — $300. Более того, весь «тяжелый люкс» по сути добровольно присоединился к санкциям, полностью прекратив официальные поставки в Россию — даже той немногочисленной своей продукции, которая стоит дешевле, говорит собеседница The Moscow Times.

Так что клиентов у нее много, но сама она им дорогие покупки давно уже не доставляет, ведь лимит беспошлинного ввоза через воздушные границы —  10 000 евро (через наземные границы ездить бессмысленно — там беспошлинный лимит только 200 евро), а желающих платить за превышение пошлину 20–30% и выше мало. Практически 100% люкса в Россию сейчас ввозится контрабандой, заключает она.

Ценовую границу легко пробивает кожаный жакет Prada или пара сумок бренда, а сумка Hermes Birkin — в среднем втрое дороже. «Все дорожает, о чем говорить — даже самый простой браслет Cartier — Trinity, нитка с золотым шармом, в европейских бутиках уже дороже 1000 евро, а у меня под праздники их на подарки заказывают десятками», — сокрушается байер.

Проблема не только в цене — несколько новеньких сумок или браслетов в багаже, даже укладывающихся в лимит, обоснованно вызывают у таможенников подозрения в том, что везутся на перепродажу. А ввоз украшений из драгоценных металлов стоимостью больше 1 млн руб. может рассматриваться таможенниками уже и как уголовное преступление. Поэтому занимаются непростым и небезопасным ввозом тяжелого люкса, как правило, не сами байеры, а челноки-курьеры, говорит собеседница TMT.

Консультанты из ФТС

При этом уже понятно, что ввоз через московские аэропорты Шереметьево, Домодедово или питерский Пулково — особо рискованное дело, продолжает она. Рейсы из ОАЭ и Турции — мест закупки предметов роскоши и пересадки с европейских рейсов в этих аэропортах «трясут» на предмет контрабанды очень тщательно, соглашается другой байер. Тем более, что квалификация таможенников в главных аэропортах качественно выросла. Это подтверждает бизнесмен, занимающийся перепродажей дорогой иностранной «ювелирки»:

Глаз у таможенников наметанный, их очень хорошо научили отличать дорогое от дешевого и бренды от небрендов, и у одной моей знакомой таможенницы из Шереметьево я уже даже консультируюсь, если есть подозрения, что мне хотят продать подделку Tiffany или Cartier.

Так что лететь в эти аэропорты в полном «обвесе» — весьма недальновидно и сейчас так поступают только непрофессионалы, добавляет он. Федеральная таможенная служба (ФТС) в конце сентября сообщала о задержании в Шереметьево россиянки, прибывшей из ОАЭ и попытавшейся пройти по «зеленому коридору» в часах Rolex из коллекции Datejust, в кольцах, браслетах и подвесках Cartier и Van Cleef & Arpels общей стоимостью 8 млн рублей. Она знала, что стоимость драгоценностей, полученных ею в подарок, превышает норму провоза, и пыталась избежать уплаты 2,1 млн руб. таможенных платежей, пишет ФТС.

«Обычно получатели таких подарков очень даже в курсе их стоимости, чаще все-таки пытаются пройти таможню „на дурачка“, но уже пора запомнить, что в центральных аэропортах это не проходит — уже даже в Минводах, которые стали пересадочным авиатранспортным хабом, с таким набором остановят», — говорит продавец ювелирных украшений.

Поэтому курьеры с люксом на себе или в сумках сейчас летят если в Москву, то во Внуково — там пока самый лояльный таможенный контроль, но все чаще — в регионы, принимающие рейсы из ОАЭ и Турции. «Я предпочитаю Сургут и Тюмень — рейсы бывают не часто, народу на них много, таможня очень формальная и не очень разбирающаяся в брендах», — признается закупщица из Казахстана.

Это касается не только люкса. «С партиями айфонов из ОАЭ тоже часто летим сначала в Сибирь, а потом уже в Москву», — говорит молодой предприниматель из Москвы. В магазинах Дубая он закупает на перепродажу технику и относительно недорогие украшения — например, серебряные браслеты Tiffany по $200–300 за штуку, но по заказу может привезти и другие дорогие товары, которые официально не поставляются в Россию, — от косметики до модного белья Skims.

По словам байера из Казахстана, также используется маршрут из Европы через Казахстан, Узбекистан или Армению, но реже из-за более долгих и сложных стыковок рейсов: «Клиенты обычно хотят получить заказ как можно скорее».

Не женская профессия

При этом перевозку она чаще доверяет молодым мужчинам, а не женщинам. Их реже подозревают в провозе контрабанды. «Все знают, что они везут из Дубая айфоны и прочую технику — но там все-таки обычно в пределах разрешенной нормы, поэтому их трясти не очень выгодно», — объясняет она. А вот к дамам у таможенников особое внимание.

С ней согласен москвич, работающий таким курьером. По его словам, ювелирный люкс лучше везти мужчинам и через Грозный или Махачкалу — но только если ты местный житель или хотя бы похож на уроженца северокавказских республик. «К местным отношение абсолютно лояльное — ну это нормально, если парень везет подарки на всю семью. А вот к багажу лиц славянской внешности могут проявить внимание», — делится он опытом.

А вот в аэропортах Сибири, по его словам, с этой точки зрения пока очень хорошо: таможенники еще не прошли такие инструктажи, как в основных аэропортах, и не распознают многие знаковые брендовые вещи. «Но и мы стараемся не наглеть, лучше слетать два раза, чем везти на себе вещи на три уголовных срока», — говорит еще один курьер. По его словам, он получает около $1000 за рейс, в котором провозит товар в среднем на 20 000–25 000 евро.

Кроме того, запрещенный багаж стараются специально не скрывать — никаких пленок из фольги и запихивания во флаконы с таблетками, добавляет он. «Если поймают, то лучше уж действительно каяться, что ошибся, не знал про цену, — объясняет собеседник The Moscow Times, — тогда есть вероятность отделаться штрафом и административкой — ну а это приемлемые риски нашей работы».

Уход из России ведущих ювелирных, часовых и других фирм привел к всплеску контрабанды драгоценностей. Количество выявленных нарушений и уголовных дел резко выросло, сумма контрабандных товаров составила 1,2 млрд руб. в 2023 г., сообщала ФТС. За год стоимость товаров, незаконное пересечение которых через границу остановили таможенники, выросла в 1,5 раза: в 2022 г. было 760 млрд руб., по данным ФТС; в отношении контрабандистов в 2023 г. возбуждено 33 уголовных дела, в 2022 году их было 18.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку