Нападки на мигрантов на фоне острого кадрового кризиса привели к тому, что в Москве резко обострились проблемы с доставкой покупок, к которой так привыкли жители столицы.
В октябре москвичи жалуются на удлинившиеся сроки доставки. «Детали на машину, купленные на специализированном сайте, мне доставляли со склада в Москве больше недели, тогда как раньше заказ приходил максимум за три дня», — жалуется москвич, ожидающий ремонта автомобиля. Четыре собеседника The Moscow Times рассказали о затягивании доставки службами Яндекса. «Покупку с Авито везли в ПВЗ Яндекс.Маркета из другого района Москвы 10 дней — обычно мне за этот срок с Дальнего Востока посылки по почте приходили», — возмущается другая москвичка. «Курьерскую доставку подарка, купленного на Яндекс.Маркете, переносили несколько раз, доставили в итоге за пять дней, хотя изначально обещали за один», — говорит еще один собеседник The Moscow Times. В соцсетях в октябре много жалоб на перенос курьерских доставок покупок с Озона и Wildberries.
Дело в нехватке курьеров, обострившейся из-за ужесточения миграционной политики, сошлись во мнении владельцы нескольких ПВЗ ведущих маркетплейсов, с которыми поговорили TMT. И это при том, что зарплата курьера сейчас значительно превышает 100 000 рублей в месяц, продолжают они. Например, сервис по доставке Яндекс.Еда предлагает курьерам на автомобиле доход до 230 000 рублей в месяц. Но работать все равно некому, жалуются работодатели.
«Ребят из Средней Азии стало заметно меньше — многие уехали из-за ужесточившихся проверок, кто-то не доехал из-за проблем на границе или из-за того, что регионы один за другим ограничивают список мест, где можно работать мигрантам, поэтому все страдаем», — объясняет один из владельцев ПВЗ. «Кроме того, из-за падения рубля и инфляции работать в России жителям среднеазиатских республик не так выгодно, как до 2023 года, а работников с Украины сейчас нет сами понимаете почему», — добавляет его коллега. Например, сейчас в Россию в год приезжает только 1 млн работников из Узбекистана вместо 6 млн, как было до 2016 г.
Уже более 10 регионов запретили мигрантам работать в ряде отраслей, в том числе на транспорте и в логистике, а в следующем года запреты будут усиливаться и к ним присоединятся новые субъекты федерации. С 2025 г. ограничения вводит и Московская область — правда, в более мягком варианте (продавать табак и алкоголь, работать в уличном общепите, сферах спорта, культуры и досуга, образования и здравоохранения можно будет только гражданам России).
При этом мигранты сегодня единственный резерв, за счет которого можно пополнить численность российской рабочей силы, других уже просто нет по демографическим причинам, говорил член-корреспондент РАН, замглавы Центра трудовых исследований ВШЭ Ростислав Капелюшников.
«Кадровый голод очень жесткий — своей молодежи у нас мало, а претензий (требований по условиям труда — TMT) у них много, поэтому сотрудников для пункта выдачи находим с большим трудом», — признается владелец еще одного ПВЗ. Он считает, что осенью проблема стала такой серьезной еще и из-за сезона вирусов — постоянные сотрудники часто болеют, а замену подобрать непросто, поэтому «в иные дни приходится просто закрываться». Нерабочих дней в ПВЗ из-за проблем с персоналом сейчас стало больше, подтвердили The Moscow Times сотрудники «Озона», Wildberries и «Яндекс Маркета». Официально компании это не подтверждают. Доля закрывающихся ПВЗ неизменна — единовременно не работает не более 1% от 50 000 пунктов выдачи заказов компании, говорил в сентябре представитель «Озона». В марте пресс-служба компании сообщала, что ежедневно может не работать не более 0,5% ее ПВЗ.