Осенью 2022 г. Владимир Путин был в таком отчаянии из-за успешного контрнаступления украинских войск в Харьковской и Херсонской областях, что в Вашингтоне стали всерьез опасаться удара тактическим ядерным оружием по Украине. Белый дом задействовал «все каналы», чтобы не допустить ядерной конфронтации. Об этом пишет в своей новой книге «Война» лауреат Пулитцеровской премии, бывший журналист The Washington Post Боб Вудворд, прославившийся расследованием Уотергейтского скандала.
Путин неоднократно выступал с завуалированными угрозами применить ядерное оружие. Но когда в сентябре 2022 г. украинские войска неожиданно стали освобождать Харьковскую область, он объявил мобилизацию, организовал фейковые референдумы о вхождении четырех частично оккупированных областей в состав России и предупредил, что в случае угрозы ее территориальной целостности может применить ядерное оружие. «Это не блеф», — сказал он 21 сентября.
В сентябре в докладах американской разведки появилась «весьма пугающая оценка» состояния Путина: сообщалось, что он настолько отчаялся из-за потерь на поле боя, что может применить тактическое ядерное оружие в Украине, рассказывает Вудворд. Отрывки из книги, основанной на сотнях часов интервью с участниками событий, вовлеченных в международные кризисы, с которыми имела дело администрация Джо Байдена, приводит CNN.
Еще в начале войны в Украине Байден, по информации Вудворда, сказал о Путине, которого пытался отговорить от вторжения — сначала на личной встрече в июне 2021 г., а затем дважды — в разговорах в декабре: «Этот гребаный Путин! Путин — зло. Мы имеем дело с воплощением зла». Теперь ситуация обострилась еще больше. «Связывайтесь с русскими по всем каналам, — инструктировал президент своего советника по национальной безопасности Джека Салливана. — Скажите им, что мы предпримем в ответ».
В книге описываются напряженные телефонные переговоры между министром обороны Ллойдом Остином и тогдашним главой военного ведомства России Сергеем Шойгу в октябре 2022 г. «Если вы это сделаете, все ограничения, которые мы соблюдали в Украине, будут пересмотрены, — заявил Остин в одном из разговоров. — Это приведет к изоляции России на мировой арене в такой степени, которую вы, русские, в полной мере не можете даже оценить».
«Я не люблю, когда мне угрожают», — ответил Шойгу.
«Господин министр, я руковожу самой мощной армией в мировой истории. Я не угрожаю», — заявил Остин.
Через два дня российская сторона организовала еще один разговор. Шойгу решительно заявил, что украинцы планируют использовать «грязную бомбу»; в течение октября он затем звонил также министрам обороны Великобритании и Франции, рассказывая эту историю (а в конце месяца Россия провела учения по нанесению массированного удара стратегическими ядерными силами). По информации Вудворда, Остин ответил Шойгу, что не верит ему: «Мы не видим никаких признаков этого, и мир это тоже прекрасно увидит».
В Вашингтоне считали, что эту ложную историю Кремль рассказывает в качестве предлога для размещения ядерного оружия. «Не делайте этого», — сказал Остин Шойгу.
«Я понимаю», — ответил тот.
Колин Кал, тогдашний заместитель министра обороны США по политическим вопросам, сказал позднее об этом эпизоде:
Это был, пожалуй, самый жуткий момент за всю войну.
И он в значительной мере помешал разгромить российскую армию уже в конце 2022 г., рассказывал Ярослав Трофимов, главный международный корреспондент The Wall Street Journal. Из-за ядерного шантажа Кремля США не решались поставить Украине оружие, которое могло бы радикально переломить ход конфликта, говорится со ссылкой на украинских и американских чиновников, военных и разведчиков в его книге «Наши враги исчезнут: российское вторжение и война Украины за независимость» (вышла в начале этого года).
Еще в июле 2022 г. президент Владимир Зеленский злился на медлительность Вашингтона в поставках тяжелых вооружений и называл его страхи, связанные с разрастанием конфликта, необоснованными. Россия уже использовала в Украине все виды вооружений, кроме ядерной бомбы, что еще она может сделать, говорили украинцы своим американским собеседникам. Однако в США продолжали всерьез относиться к ядерным угрозам Москвы.
Они не остановили украинское наступление осенью 2022 г., но в Вашингтоне страх перехода конфликта в ядерный достиг пика, пишет Трофимов. Салливан тогда публично сообщил, что Вашингтон напрямую в частном порядке предупредил Москву о «катастрофических последствиях применения ядерного оружия в Украине».
Джо Байден критиковал Барака Обаму, у которого работал вице-президентом, за реакцию на аннексию Россией Крыма в 2014 г., пишет Вудворд. «Барак никогда не воспринимал Путина всерьез», — сказал он.