Владимир Зеленский в своем «плане победы» предложил западным союзникам дать Украине гарантии безопасности, «аналогичные пакту о взаимной обороне при вступлении в НАТО». Это вполне можно сделать, считает возглавлявший альянс целое десятилетие Йенс Столтенберг, – даже если гарантия будет распространяться не на всю международно признанную территорию Украины.
Столтенберг возглавил НАТО в год аннексии Крыма Россией и передал бразды правления бывшему премьер-министру Нидерландов Марку Рютте 1 октября. Он сожалеет, что альянс не дал Украине больше оружия, в том числе современного, до организованного Владимиром Путиным вторжения и в начале войны. После президентских выборов в США в ноябре усилия по разрешению конфликта получат новый импульс, «появится какая-то новая инициатива» с целью найти выход из сложившегося тупика, сказал Столтенберг в интервью Financial Times: «Это могут быть попытки начать движение на поле боя в сочетании с движением вокруг стола переговоров».
Западные страны должны создать условия, которые позволят украинцам сесть за этот стол с россиянами «и получить что-то для них приемлемое, что-то, где они выживают как независимая нация». Такой выход может включать гарантии НАТО, описанные в главе 5 о коллективной обороне устава альянса («нападение на одного участника НАТО является нападением на НАТО в целом»); но эти гарантии будут предусматривать защиту лишь части украинской территории, полагает Столтенберг:
Если есть желание, то решение всегда найдется. Необходима линия, пересечение которой определит применение статьи 5, и Украина должна контролировать всю территорию до этой границы. Это может быть линия, которая не обязательно совпадает с международно признанной границей.
Такой подход, считает Столтенберг, может снять опасения США и Германии, которые сейчас не хотят принимать Украину в НАТО, боясь, что в таком случае окажутся втянуты в войну с Россией.
Для поиска выхода из нынешнего конфликта, который позволил бы Украине дальше жить в мире, он приводит исторические аналогии, оговариваясь, что не стоит сравнивать ситуации на 100%. Финляндия в ходе войны с СССР в 1939-1940 гг. нанесла Красной армии гораздо более тяжелый урон, чем кто-либо мог ожидать, но в итоге ради заключения мира была вынуждена поступиться 10% своей территории. В результате «она получила безопасную границу», указывает Столтенберг. Правда, это далось ценой нейтралитета, который Финляндия сохраняла более 80 лет, пока не вступила в НАТО после нападения России на Украину.
Но есть и другой, более релевантный пример, говорит Столтенберг, – послевоенная Германия, которую стало защищать НАТО:
Западная Германия считала Восточную частью полноценной Германии. У них не было посольства в восточном Берлине. Но НАТО, конечно, защищало только Западную Германию.
Еще один пример – Япония, которой США предоставляют гарантии безопасности, но без учета Курильских островов, которые Япония считает своей территорией, а Россия – своей.
По словам Столтенберга, он понял, что Путин развяжет крупнейшую с 1945 г. войну в Европе в середине осени 2021 г., примерно за месяц до того, как об этом публично стали заявлять США со ссылкой на данные своей разведки. Некоторые европейские лидеры – Олаф Шольц, Эмманюэль Макрон – не хотели в это верить, отметил Столтенберг: «Я сказал им: не важно, считаете ли вы, что вероятность этого составляет 90% или 10%... мы должны готовиться к тому, что это случится».
К войне европейские страны оказались плохо готовы. Специалист по статистике и экономист, бывший премьер Норвегии, Столтенберг наизусть знает нелицеприятные данные, отмечает FT: у Европы слишком мало оружия, военно-технических средств, войск в состоянии повышенной готовности. Хотя число стран НАТО (помимо США), тратящих на оборону целевые 2% ВВП, выросло с 4 в 2018 году до 23 в этом, «мы знаем, что отстаем» от России, сказал Столтенберг. Она перевела экономику на военные рельсы и, согласно проекту бюджета, готова потратить на войну в следующем году 6,2% ВВП.
По словам Столтенберга, он не может точно сказать, во что обойдется укрепление оборонного потенциала до нужного уровня, включая необходимую военную поддержку Украины: «Но могу вам с уверенностью сказать, что если союзники [по НАТО] собираются выполнить данные ими обещания... это будет стоить гораздо больше, чем 2%, будь то 2,5% или 3%».
А Россия знает об этом, спросил корреспондент FT. «Да, – тихо ответил Столтенберг. – Они знают».