В Алтайском крае возникла нехватка лекарств. После того как из-за санкций российский рынок покинули крупные иностранные фармпроизводители, в регионе исчезли некоторые импортные препараты, заявил спикер парламента Александр Романенко во время назначения нового директора госпредприятия «Аптеки Алтая» Марины Годовой.
Он пожаловался, что не смог найти в продаже лекарство, которое ему выписал врач. По словам Романенко, в результате ему пришлось лично просить министра здравоохранения региона Дмитрия Попова помочь ему с этим. «Дмитрий Владимирович мне искал по всему Барнаулу и Алтайскому краю препарат», — рассказал спикер.
Депутат от «Единой России» Сергей Писарев подтвердил, что в регионе из-за санкций исчезли некоторые импортные препараты. Он призвал замещать их отечественными аналогами. «Например, если мы сегодня позвоним в аптеки, даже коммерческие, то не найдем сульпирид в ампулах. Невропатологи просто криком кричат, что этого препарата нет. Я занялся вопросом, где производят сульпирид. Оказывается, в Новокузнецке», — отметил Писарев.
Сульпирид используется для лечения шизофрении и тревожных расстройств. Единоросс поинтересовался, что могут сделать «Аптеки Алтая», чтобы обеспечить жителей этим и другими дефицитными лекарствами. Годова ответила, что нужно «оценивать потребность» заранее и «заказывать препарат на заводе конкретно под нас», чем вызвала негодование спикера парламента.
«Вы должны сами обладать потребностью в данных препаратах на территории региона. Вы отвечаете за эту аптечную сеть, за клиентов. Что вы ждете, когда Писарев и Романенко потребуют? И только тогда вы куда-то чего-то. Это ваша обязанность — иметь аналитику, статистику. До Новокузнецка два километра ехать, а мы сидим без препарата и ждем, когда же Писарев [обратится]», — заявил Романенко.
В мае минздрав Алтайского края признал, что проблемы с поставкой импортных препаратов, которые начались после ухода с рынка зарубежных фармакологических компаний, сохраняются. По словам бывшего директора «Аптек Алтая» Ольги Халковской, с наибольшим дефицитом столкнулись пациенты с сахарным диабетом. Также имеются проблемы с доступностью лекарств, содержащих гормональное средство преднизолон.
В 2023 году власти России сократили федеральные расходы на закупку лекарственных препаратов из других стран на 65 млрд рублей. Эти деньги могли направить на военные нужды, считают аналитики Headway Company и DSM Group.
После начала войны в Украине с российского рынка полностью ушли не менее 28 иностранных фармкомпаний. За 2023 год с полок аптек исчезло 1,3 тысячи наименований зарубежных препаратов, а их совокупный ассортимент сжался на 20% — до 6,4 тысячи позиций. По сравнению с довоенными уровнями с рынка пропал каждый третий импортный препарат, подсчитывала DSM Group. Совокупные поставки импортных лекарств в Россию сократились в прошлом году на 9%, до 1,7 млрд упаковок, а по отдельным препаратам, включая базовые антибиотики пенициллинового ряда, спад стал двукратным.
При этом с 1 января 2025 года в ходе госзакупок будет применяться правило «второй лишний»: иностранные препараты будут исключены из конкурса, если поступила хотя бы одна заявка от российского поставщика. Ограничения на импорт коснутся более 400 видов лекарственных средств и медицинских изделий — от марлевых повязок до томографов.