АвтоВАЗ и другие отечественные производители нуждаются в дальнейших мерах господдержки, которые оградят российский рынок от дешевых иномарок, ввозимых из Китая, заявил президент концерна Максим Соколов.
«Российские машиностроители готовы исполнить поставленные задачи. Но здесь крайне важно, чтобы государство поддержало нас через точечную донастройку законодательства, через меры защиты рынка от импортного демпинга, а также через льготные займы ФРП, гранты и субсидии», — сказал он на заседании совета Санкт-Петербургского отделения Союза машиностроителей России.
По словам Соколова, это особенно важно в условиях «драматически высокой ключевой ставки Центробанка» — с 13 сентября она равняется 19%.
Соколов добавил, что производители должны «подсказывать отраслевым министерствам и ведомствам», какие меры нужно принять для «эффективной поддержки» отечественного автопрома. В связи с этим он призвал коллег формулировать «четкие, содержательные и конструктивные предложения» для органов исполнительной власти.
С 1 октября в России увеличили утильсбор на все виды автомобилей. Для новых машин с двигателями объемом от одного до двух литров он вырос с 300 600 до 556 000 рублей. В связи с этим автомобили в России подорожают на 5–10% в ближайшие месяцы, предупредили участники рынка.
АвтоВАЗ активно лоббировал повышение утильсбора из-за конкуренции с китайскими концернами. В компании также уверяли, что индексация стимулирует иностранных поставщиков размещать свои производства в России для частичной компенсации сбора.
Китайцы неуклонно наращивают долю в продажах новых автомобилей в России (в августе они составили рекордные 90 000 машин), но особого желания развивать здесь производство не демонстрируют. Кроме того, Министерство торговли КНР на совещании в июле «настоятельно не рекомендовало» своим автоконцернам инвестировать в строительство заводов в России, чтобы снизить возможные риски из-за геополитических проблем.
В 2023 году около 50% всех проданных в России новых автомобилей были китайскими. Продукция АвтоВАЗа заняла второе место по популярности с долей около трети рынка, а оставшуюся часть поделили другие российские марки и модели ушедших с рынка производителей.
При этом в декабре доля китайских автомобилей среди всех проданных машин превысила 60% (119,45 тыс. штук), и восемь из десяти самых популярных марок оказались китайскими. В то же время доля АвтоВАЗа, напротив, сократилась до 28,5%, согласно данным «Автостата». В целом за 2023 год Китай поставил в Россию около 800 тыс. автомобилей, что в пять раз больше по сравнению с 2022 годом.