Китай усиливает свое влияние на российскую экономику: за девять месяцев 2024 года число зарегистрированных в России компаний с совладельцами из КНР выросло на 32% год к году. Это следует из данных «СПАРК-Интерфакс», которые приводит «Коммерсантъ».
Доля китайского бизнеса в общем числе новых регистраций компаний выросла с 13% в 2021-м до 34% в 2024 году. Ежемесячное число регистраций (около 200) превысило уровень 2021 года вчетверо. В результате Китай вышел на первое место среди иностранных участников, почти на треть обогнав белорусских предпринимателей, которые лидировали в 2023 году.
Также, согласно данным «СПАРК-Интерфакс», в 2021—2023 годах выручка компаний с участием предпринимателей из Китая выросла почти втрое. При этом в секторе торговли автотранспортом за указанный период показатель увеличилась в 5,1 раза, обеспечив 43% всей выручки китайского бизнеса в России.
На оптовую торговлю пришлось 26% выручки, притом что в секторе работают 38% всех предприятий с китайским участием. Однако структура «опта» меняется: при росте торговли продукцией машиностроения (выручка увеличилась в 2,2 раза; удельный вес сектора — 69%) снижается доля прочих товаров промышленного назначения (рост в 1,8 раза; вес — 16%).
Также растет торговля потребтоварами (продовольствие — в 2,7 раза, легкая промышленность — в 2,1 раза; вес — 11%).
Одновременно с этим выручка в российских компаниях с участием КНР в обработке росла медленнее (за год — в 2,7 раза), доля обработки в общей выручке упала с 20% до 18%. Лидерами стали автомобилестроение (его доля в обработке выросла с 46% до 73%), металлургия (доля снизилась с 17% до 7%) и деревообработка (снижение с 9% до 3%).
В числе быстроразвивающихся аналитики отмечают научно-техническую деятельность и транспорт. Их доля в совокупной выручке составляет 6%, но рост был стремительным (в 4,1 раза и 2,8 раза соответственно в 2023 году по сравнению с 2021-м).
После начала войны в Украине Россию покинуло большинство иностранных компаний. В частности, из страны ушли все международные автоконцерны. В итоге к концу 2022 года в России осталось всего 14 марок, из которых 11 китайских и три отечественных. Это позволило Китаю занять больше половины российского автомобильного рынка.