Борьба Центробанка с инфляцией, уже приведшая к ключевой ставке 19% и ожиданиям ее повышения до 20% в октябре, не убеждает россиян, что рост цен в обозримом будущем замедлится. Стоило инфляционным ожиданиям на год вперед снизиться после четырех месяцев роста, как подскочили долгосрочные ожидания, следует из обзора ЦБ об инфляционных ожиданиях и потребительских настроениях. В сентябре они выросли на 2 процентных пункта и составили 12,4% — это максимальное значение с начала публикации этого показателя в январе 2023 г.
Инфляционные ожидания населения и компаний — один из важнейших ориентиров для ЦБ, насколько успешна борьба с инфляцией. ЦБ мыслит в терминах денежно-кредитных условий (ДКУ) как разности ставки и инфляции/инфляционных ожиданий, комментирует резюме обсуждения ключевой ставки экономист Дмитрий Полевой.
Регулятор смотрит прежде всего на ожидания на год вперед, а не на пять: в России это слишком длинный срок и лишь половина опрошенных смогла дать содержательный ответ на вопрос «Можете ли вы хотя бы приблизительно предположить, каким будет уровень инфляции, роста цен в России через 5 лет?». Тем не менее скачок показателен.
ЦБ опасается, что ожидания высокой инфляции вопреки всем принимаемым им мерам «могут указывать на снижение степени заякоренности инфляционных ожиданий». В такой ситуации экономические агенты при принятии решений о сбережении, потреблении и инвестировании все в большей мере ориентируются на прошлую динамику роста цен, а не на установленную цель по инфляции, объясняет он: «В результате спрос населения и компаний может продолжить расти высокими темпами, что затруднит формирование дезинфляционного тренда и потребует проведения более жесткой денежно-кредитной политики более продолжительное время».
Рост цен перестал ускоряться, но и замедляется он крайне медленно. «Инфляция упорна, месяцы с мая по август были одними из худших за последние пять лет», — пишет профессор РЭШ Олег Шибанов, причем эти пять лет и так были временем повышенного роста цен. Недельный рост цен стабильно соответствует траектории в 7,5–8,5% инфляции по итогам года, регулярно отмечает экономист Bloomberg Economics по России и СНГ Александр Исаков. Большинство показателей устойчивой инфляции продолжает находиться в коридоре 6–8%, констатировала председатель ЦБ Эльвира Набиуллина, называя это «неприемлемо высокими уровнями».
К тому же постоянно добавляются «разовые» факторы вроде повышения утилизационного сбора. По оценке Полевого, даже если спрос на машины из-за роста цен упадет (и цены вырастут на минимально возможную величину), это добавит к инфляции 0,2–0,3% в этом году и еще 0,7–0,8% в следующем. Он может повлиять и на инфляционные ожидания, хоть и локально, добавляет управляющий директор ГПБ Private Banking Егор Сусин. Агрессивное повышение отпускных цен производителями и дистрибуторами различных товаров выглядит логичным развитием ситуации с поставками, импортом и глобальной рыночной конъюнктурой, считает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Этот эффект, по ее мнению, тоже будет длительным: с учетом ограниченных возможностей ретейлеров по перекладыванию роста расходов в чек потребителя без потери выручки Орлова ожидает «растянутого во времени роста цен на широкий спектр товаров».
Но власти сохраняют оптимизм: «Инфляция после пика в начале июля начала замедляться, — отмечает министр экономического развития Максим Решетников. — В 2025 г. замедление инфляции продолжится, и в 2026 г. мы выйдем на целевой уровень [4%]».