США и ЕС охарактеризовали предложенные Владимиром Путиным поправки к ядерной доктрине России как безответственные.
Этим словом анонсированные Путиным изменения назвал госсекретарь США Энтони Блинкен в интервью MSNBC. Необходимо заявить о недопустимости подобной риторики, особенно в то время, когда в Нью-Йорке проходит Генеральная ассамблея ООН, отметил он. Одобренный на этой неделе Пакт во имя будущего, предусматривающий реформу ООН и меры по достижению провозглашаемых ею целей, включает предложения по дальнейшему разоружению, нераспространению и даже ликвидации ядерного оружия.
Когда Путин «ранее бряцал ядерным оружием, многие в мире, включая Китай, ясно говорили о» безответственности такого поведения, добавил Блинкен.
Петер Стано, пресс-секретарь Еврокомиссии по иностранным делам и политике безопасности, назвал угрозу применения Россией ядерного оружия против стран, которые им не обладают, «продолжением крайне безответственного и неприемлемого поведения Путина, которое показывает всему миру его истинное лицо, особенно в период недели высокого уровня во время Генеральной ассамблеи ООН».
Путин не в первый раз разыгрывает ядерную карту, но позиция Евросоюза остается неизменной, отметил Стано: ЕС «категорически отрицает эти угрозы» и продолжит поддерживать Украину.
«Мы обеспокоены растущими и многообразными угрозами международному миру и безопасности, в частности нарушениями целей и принципов Устава [ООН] и растущими рисками ядерной войны, которая может создать экзистенциальную угрозу для человечества», — говорится в Пакте во имя будущего, принятие которого Россия пыталась не допустить и проголосовала против него вместе со всего лишь с шестью своими сторонниками: Беларусью, Ираном, Никарагуа, Северной Кореей, Сирией и Суданом.
«Мы будем идти к достижению цели построения мира, свободного от ядерного оружия», — так обозначен один из 56 шагов, которые пакт предлагает реализовать.
Действия Путина прокомментировали и в Украине, против которой тот развязал войну, а теперь пытается не допустить применения западных дальнобойных ракет для ударов по России. Глава офиса президента Андрей Ермак назвал предложенные изменения «ядерным шантажом» и «запугиванием». Его советник Михаил Подоляк выразился более образно: «Человек начинает трехдневную „специальную военную операцию“, а сегодня с трясущимися руками с листа бумаги зачитывает следующее: смотрите, если мы будем провоцировать конвенционным оружием эту войну, то мы будем использовать против неядерного государства ядерное оружие. Это абсолютное репутационное дно».
25 сентября на заседании Совета безопасности Путин предложил зафиксировать положение, согласно которому «агрессия» со стороны неядерного государства при поддержке ядерной державы будет расцениваться как совместная атака на Россию. Он также предложил уточнить в доктрине возможность применения ядерного оружия в случае получения «достоверной информации» о массированном запуске по целям в России воздушно-космических средств нападения, таких как стратегическая авиация, крылатые ракеты, гиперзвуковые аппараты и беспилотники. Кроме того, Путин хочет распространить ядерный щит на Беларусь, даже если агрессия против нее будет осуществляться с использованием обычных вооружений.