Россия постаралась торпедировать принятие Генеральной ассамблеей ООН плана реформ, предусматривающего реорганизацию Совета безопасности с возможным ограничением права вето его постоянных членов, а также усиление международного права в вопросе обеспечения мира, предотвращения войн и наказания за их развязывание. Но попытки российских дипломатов встретили отпор даже со стороны стран Глобального Юга, которые Москва так пытается перетянуть на свою сторону в противостоянии с Западом.
Принятие «Пакта во имя будущего» на открывшемся в воскресенье «Саммите будущего» генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш назвал стремлением «увести международную систему от края пропасти». В документе изложены 56 шагов, предусматривающих:
- реформу и расширение Совета безопасности ООН с целью сделать его более представительным органом,
- шаги по укреплению мира и международного права,
- реорганизацию миротворческих сил ООН, в том числе с целью использовать их для недопущения войны,
- реформу международных финансовых институтов,
- борьбу с изменением климата,
- достижение целей устойчивого развития ООН,
- обеспечение прав человека, справедливости, равенства (в том числе гендерного), инклюзивности,
- контроль над развитием искусственного интеллекта и др.
«Для этого потребуется подтвердить свою приверженность международному сотрудничеству, основанному на уважении к международному праву, без которого мы не можем ни управлять возникающими перед нами рисками, ни пользоваться открывающимися перед нами возможностями», — говорится в пакте.
Один из шагов предусматривает расширение Совбеза ООН, «чтобы он в большей степени соответствовал текущему членскому составу Организации Объединенных Наций и отражал реалии современного мира». Отдельно оговаривается вопрос о праве вето. Сейчас им обладает каждый из пяти постоянных членов — Великобритания, Китай, Россия, США и Франция. «Мы активизируем усилия по достижению согласия о будущем права вето, включая обсуждение вопроса об ограничении сферы его применения и использования», — говорится в пакте. Реформа Совбеза должна быть проведена «в первоочередном порядке и без промедления».
Право вето, в частности, позволяет России блокировать попытки Совбеза предпринять какие-то действия в отношении развязанной ею войны. О намерении присоединиться к его реформированию заявил на прошлой неделе президент Финляндии Александр Стубб. В интервью Reuters он сказал, что намерен предложить Генеральной ассамблее увеличить количество постоянных членов Совбеза с пяти до 10, включив в него одну страну из Латинской Америки, две из Африки и две из Азии. При этом «ни одна страна не должна иметь права вето» в Совбезе, и из него нужно исключать любого, кто ведет незаконную войну, «как это сейчас делает Россия в Украине», добавил Стубб.
Заместитель министра иностранных дел Сергей Вершинин заявил, что у несогласных стран не было возможности провести дополнительные переговоры (после дискуссий, длившихся около девяти месяцев). Он внес поправку, согласно которой ООН и ее органы «не должны вмешиваться в дела, которые по существу относятся к внутренней юрисдикции любого государства». Если она не будет добавлена в текст пакта, Россия «дистанцируется от консенсуса по этому документу», добавил Вершинин. Российская делегация настаивала на том, чтобы отложить голосование по документу и провести дополнительные согласования.
В общей сложности Россия возражала против 25 положений пакта: помимо требования утвердить примат национальной юрисдикции она настаивала на отказе от формулировок, касающихся всеобщего доступа к правам на сексуальное и репродуктивное здоровье, а также расширения прав и возможностей женщин в более широком смысле, отмечает The Guardian. Однако такая позиция встретила отповедь со стороны представителей Африканского союза и Мексики, что некоторые дипломаты и наблюдатели восприняли как удар по стремлениям Москвы записать африканские и латиноамериканские страны себе в союзники, пишет AP.
Сразу после заявления России Демократическая Республика Конго призвала отклонить ее поправки.
Некоторые положения пакта напрямую противоречат действиям России в Украине. В частности, в нем говорится: «Чтобы выполнить наше основополагающее обещание защитить грядущие поколения от бедствий войны, мы должны соблюдать нормы международного права, включая Устав… обязуясь разрешать наши споры мирным путем, воздерживаясь от угрозы силой или ее применения и от актов агрессии, уважая суверенитет и территориальную целостность друг друга, руководствуясь принципами политической независимости и самоопределения, а также более надежным образом обеспечивая привлечение к ответственности и искореняя безнаказанность».