Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Дефицит дальнобойщиков в России вырос более чем на 50% с начала года

Андрей Никеричев / Агентство «Москва»

В России продолжает расти дефицит водителей грузового транспорта: в январе—августе спрос на них увеличился на 58% в годовом выражении, тогда как число соискателей выросло лишь на 6%. Это следует из данных сервиса по поиску вакансий hh.ru, которые приводит «Коммерсант».

На этом фоне средняя заработная плата дальнобойщика с начала года увеличилась в 1,5 раза, а медианная достигла 124 тыс. руб., что превышает размер зарплаты менеджеров по логистике и внешнеэкономической деятельности (с января по август им в среднем предлагали около 78 тыс. руб.).

По данным «Автогрузэкс», по итогам 2023 года в России не хватало 25% водителей категории СЕ, а средний возраст сотрудников вырос с 48 до 54 лет. Дефицит водителей растет, несмотря на то, что многие перевозчики вводят денежные надбавки, повышают качество условий труда и компенсируют простои машин, говорит совладелец и замдиректора ПЭК Вадим Филатов.

Ситуация усугубляется оттоком водителей на войну в Украину и в другие профессии, где требуется меньшая нагрузка при сопоставимой оплате труда, отмечает «Коммерсант». Помимо этого, в 2024 году дефицит водителей обострился из-за расширения грузовых парков компаний. Глава Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики Ольга Федоткина напомнила, что в прошлом году компании закупили около 140 тыс. грузовиков (прирост составил практически 70% относительно 2022 года).

«В условиях растущего дефицита кадров во избежание простоя техники компании пытаются привлекать водителей любыми способами, в том числе переманивая сотрудников более высокими зарплатами, внедряя различные льготы и другие стимулирующие инструменты», — отмечает Федоткина. По ее словам, особенно тяжелая ситуация складывается в южных регионах России, «где часть квалифицированных специалистов ушла служить по профилю».

Некоторые компании действительно закупали новую технику в прошлом году, но большинство перевозчиков скорее обновляли автопарки, говорит Филатов. «Поэтому усугубление проблемы дефицита [водителей] в меньшей степени связано с увеличением количества транспортных средств», — отметил он.

Между тем выручка автогрузоперевозчиков с начала года упала на 30% — в среднем до 500 тыс. руб. на одну машину, говорит глава «Карго Драгон» Максим Криштопов. По его словам, это связано с падением параллельного импорта, грузопотока из Китая и других стран, а также сокращением производственных мощностей многих предприятий.

«Сейчас уже многие перевозчики работают в убыток, чтобы хоть как-то платить лизинговые платежи. Но если ситуация не изменится, то они будут вынуждены уйти с рынка, что может привести к большому количеству банкротств как среди самих перевозчиков, так и среди обслуживающих сервисов», — подтвердил глава Deliver Данил Рудаков. Он добавил, что рост ставок может произойти только в двух случаях: или вырастет объем перевозок, или сократится число машин, доступных для работы. Последнее более вероятно, учитывая дефицит водителей, заключил Рудаков.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку